Банк Корпоративного Финансирования
Рейтинг банка Банка Корпоративного Финансирования 0.00

Банки будут обязаны выявлять лиц, владеющих зарубежными трастами

Банки будут обязаны выявлять лиц, владеющих зарубежными трастами

В связи с разработкой Росфинмониторингом соответствующего законопроекта, в недалеком будущем у банков появится новая обязанность, связанная с выявлением лиц, являющихся конечными владельцами зарубежных трастов, которые были созданы компаниями и гражданами России.

Внесен ряд поправок в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Повод, по которому финансовая разведка решила подумать об этом вопросе, стал тот факт, что трастовые структуры стали широко применяться для отмывания денег, причем это сочеталось с тем, что их учредители предпочитали пользоваться услугами банков России.

Представители ведомства пояснили, что сегодня антиотмывочное законодательство не занимается регулированием отношений между банками и зарубежными юридическими организациями (трастами), не являющимися юрлицами в России. Законопроект, который разработал Росфинмониторинг, ставит задачу устранить данный пробел.

Траст представляет собой такую систему отношений, при которой имуществом, с самого начало считавшимся принадлежностью учредителя, может распоряжаться доверительное лицо собственника (управляющего), но доход от него распределяется между выгодоприобретателями (бенефициарами). Учредитель (он в то же время может выступать и в виде выгодоприобретателя) в соответствии со специальным соглашением должен передать принадлежащие ему ценности управляющему под его контроль, а управляющий, в свою очередь, обязан совершать с этими ценностями операции, могущие принести выгодоприобретателям максимум прибыли. Для отечественной правовой системы понятие "траст" нетрадиционно, иными словами создание трастов регламентирует зарубежное право.

Как пояснили в Росфинмониторинге, иностранные трасты и другие, схожие с ними структуры с высокой долей вероятности могут быть задействованы для того, чтобы легализовать преступные доходы и финансировать террористическую деятельность. Как правило, ряд трастовых компаний в некоторых юрисдикциях (например, Гонконг, Багамские и Бермудские и другие острова, Гибралтар, остров Мэн) вправе не раскрывать своих бенефициаров, они могут указать только на формальных собственников. Денежные средства, поступающие на счета трастов, не привязаны к конкретным людям и могут быть использованы неофициальным образом. Траст - гарантия анонимности, при которой одному и тому же лицу можно выступать и в качестве учредителя и выгодоприобретателя, тем самым он может являться получателем всей выгоды от имущества, но не раскрывать его перед кредиторами. Предлагается возложить на банки обязанность проводить идентификацию иностранных юридических образований и их бенефициаров перед приемом на обслуживание и во время обслуживания.

Так, например, указанным организациям нужно будет установить наименование, место госрегистрации и точное местонахождение зарубежного юридического образования, а также информацию, касающуюся структуры его собственности.

Если говорить об отечественных компаниях и физических лицах, такая работа банками не проводится. Они устанавливают ИНН компании, место её регистрации и государственный регистрационный номер, а также точный адрес. По каждому физическому лицу устанавливаются — фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, паспортные данные, ИНН. Несмотря на тот факт, что банки обязаны выявлять бенефициаров клиентов только в 2013 году, четкий порядок по их выявлению отсутствует.

Как считает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев, банкам можно будет выявлять конечных бенефициаров с использованием двух способов: при получении заполняемые клиентами анкетных данных, и в ходе собеседования непосредственно с клиентом. Первый вариант является основным, так как у крупных банков физически не имеют возможности провести встречу с каждым и побеседовать с ним, чтобы понять, на чем основан его бизнес и оценить того, кто за ним стоит. Поэтому осуществляется отбор более или менее крупных (значимых) клиентов, чтобы в дальнейшем работать с ними. В каждом банке критерии значимости клиентов определяется в самостоятельном режиме. Если какой-то клиент оказывается в выборке или его по анкетным данным требуется провести дополнительную проверку, с ним встречается менеджер банка для уточнения вопросов, в том числе и по фактическим бенефициарам.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, процесс идентификации бенефициаров довольно непрост — клиенты нередко с крайней неохотой реагируют на запросы банка по этой теме. В действительности, выявление и идентификация бенефициаров - дело, связанное с затратами не только временными, но и материальными: сегодня возникла необходимость в разработке новых форм документов, корректировке уже действующих, доработке программного обеспечения. Клиенты не выражают восторга от вопросов по контролирующим лицам и владельцам, и служащим банков необходимо еще больше времени на то, чтобы дать разъяснения и убедить клиента в важности предоставить запрашиваемые сведения и документы.

По мнению Голубева, при установлении бенефициаров банки сталкиваются с трудностями по объективным причинам. Даже если банку удастся найти конечного собственника (в виде конкретного физического лица), это вовсе не значит, что найден именно конечный бенефициар, так как даже физлицо может действовать в чужих интересах, что в нашей стране нельзя назвать редкостью. Поэтому следует понимать, что фактический бенефициар может не быть юридическим и раскрытие первого — порой является только доброй волей клиента.

По словам председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, со стороны банков в Росфинмониторинг направляются сведения о бенефициарных владельцах на основании поступающего из ведомства запроса.

По словам финансистов, не представляется возможным выявление конечных бенефициаров с помощью каких-либо публичных документов. Поэтому в абсолютном большинстве случаев банки оперируют той информацией, которая предоставлена самим клиентом.

По мнению Богатовой, есть основания полагать, что процесс выявления конечных бенефициаров зарубежных трастовых компаний будет еще больше труден, нежели установление конечного владельца «обычного» клиента, с учетом трудностей с проверкой имеющихся сведений. Впрочем, добропорядочные клиенты, дорожащие свей репутацией и установившимися деловыми взаимоотношениями с банком, в котором они обслуживаются, всегда заинтересованы в том, чтобы оперативно и исчерпывающе предоставить запрашиваемые сведения и их источники.

Как уверен начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий, банки не должны заниматься не присущими им функциями детективного плана. Поиск достоверных сведений о конечных бенефициарах, мало того, что дорогостоящ, он может вызвать рост стоимости услуг банков для клиентов. Но если все же банки обяжут заниматься выявлением конечных бенефициаров, возрастут их риски в случае возможных санкций за ошибки при идентификации.

Москва