Банки выступили за возвращение украденных с карт денег в течение 7-ми дней

Банки выступили за возвращение украденных с карт денег в течение 7-ми дней

Банкирам будет предоставлен более широкий набор инструментов для того, чтобы активно расследовать дела о мошенничествах.

Необходимо, чтобы дела по мошенническим списаниям с банковских карт клиентов рассматривались в срок, который бы не превышал 7-ми дней с того момента, как потерпевший клиент подал исковое заявление. При этом у банка будет больше возможностей для взыскания уведенных денег со счетов другого банка, в который деньги были перечислены, — в частности, эти деньги планируется блокировать на срок, в течение которого будет рассматриваться дело, что в процессе увеличит заинтересованность клиентского банка. Это предложение уже получило предварительное одобрение со стороны Центробанка.

Однако пока рано считать решение регулятора окончательным: в Центробанке подтвердили, что такое предложение представлено и регулятор намерен его обсудить с представителями отрасли. Как считают эксперты, в связи с активным привлечением к процессу третьих банков срок безусловного возврата клиентам утраченных средств (предусмотрено законом «О национальной платежной системе») могут увеличиться с нынешних 1–3 месяцев на квартал и даже на несколько лет, поскольку судебные процессы требуют проведения экспертизы, перевода дел в обычный режим, привлечения каждого банка-получателя — иначе говоря, банкирам будет выгодно вместо возврата денег судиться, преимущественно, по мошенническим списаниям в крупных объемах.

Есть мнение, что в соответствии с законом «О национальной платежной системе» (начал действовать с 1 января 2014 года) банк обязан без промедления вернуть средства клиенту, заявившему о факте незаконного списания с его карты средств, а уже потом приступить к разбору, по чьей вине это случилось. Но в законе отсутствует прямое требование, касающееся сроков возврата денег гражданам. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, слово «незамедлительно» закон не содержит. Тем не менее, по закону гражданин, обязан поставить в известность банк безотлагательно, сразу, как только он обнаружит факт потери электронного платежного средства и (или) его использования без ведома клиента, но не позднее дня, который следует за днем, когда клиент получил от оператора по переводу денежных средств уведомление о совершенной операции. Согласно закону, банк обязан после транзакции оповестить клиента о совершенной операции не позднее дня, который следует за днем исполнения. После чего банк обязан возместить сумму операции, совершенной без ведома клиента, если не сможет доказать, что клиентом был нарушен порядок пользования электронным средством платежа, что и стало причиной совершения операции без его согласия. Банк должен рассмотреть заявление клиента о мошенническом списании в течение 30-ти дней, но конкретные сроки выплаты не указаны. Кроме того, если клиент не получил от банка уведомление о мошеннической операции, то он должен возместить в полном объеме списанную сумму, не прибегая к разбирательству.

Если в ходе внутреннего расследования банком будет установлена вина самого клиента, то утраченные средства ему не будут возвращены. Допустим, банку нужно доказать факт неосторожности клиента при использовании карты (передача пин-кода третьему лицу, потеря карты, на оборотной стороне которой записан пин-код) или что клиент пошел на обман банка обдуманно (например, клиент отдал свою карту друга и взял себе его карту, они уехали в разные города, снимали средства или оплачивали покупки, а потом решили предъявить претензии банкам по поводу несанкционированно списанных средств). Если банком было установлено, что вины клиента в краже денег нет, банк начинает поиски банка-получателя денежных средств потерпевшего. Если поиски оказались безрезультативными, то средства клиент получит обратно. По словам Емелина, обычно весь этот процесс занимает примерно 2 месяца, все зависит от скорости расследования в каждом банке и того, насколько он лоялен к клиенту.

По словам адвоката Данилы Левченко, разумеется, нельзя исключить и того, что недовольный клиент подаст иск к своему банку. Но всё равно итог процесса привязан к необходимости провести расследование для более оперативного возврата средств гражданину, но это все же довольно сложно. В любом случае клиенту нужно будет ждать до 60-ти дней, ведь банк должен разобраться в ситуации. К тому же, как следует из практического опыта, судебным процессам свойственно растягиваться на месяцы. Как правило, суд длится 3 месяца. Если же судом будет назначена экспертиза, время увеличивается на её срок, а значит, плюс 1 месяц.

На совещании в Банке России со стороны НСФР поступило предложение об ограничении до 7-ми дней срока рассмотрения дел о несанкционированных списаниях, в качестве ответчика по которым выступают банки-получатели.

Предполагается, что этот ускоренный арбитражный процесс будет в большей степени письменным и основанным на документах, которые представят стороны. Причем на период, пока будет рассматриваться дело спорная сумма на счетах получателей будет заблокирована.

Представители пресс-службы Центробанка подтвердили, что совещание имело место, и не отрицают, что идея получила предварительную поддержку.

Как полагают эксперты, банки начнут более активно активнее судиться с банками-получателями, надеясь на возврат украденных средств и добиваясь, чтобы их счета были заблокированы, а сроки в любом случае превысят не только 7 дней, но даже ближайшие 2 месяца. Кроме этого, в процессе может возникнуть необходимость в замене ответчика — если денежные средства направлялись по цепи разных банковских счетов.

По мнению адвоката из бюро DS Law Елены Ильиной, если учесть наличие возможности перехода к обычному режиму рассмотрения, 90% дел будут рассмотрены в общем порядке, так как вряд ли судьи будут рады взять на себя ответственность выносить решение, не имея веские доказательства и располагая всего неделей. Суду при рассмотрении дела важно, чтобы была сама карта и выписка по счету (кстати, с анализом предыдущих сумм списаний, характерных для потерпевшего клиента, и последнего, несанкционированного списания). Истцу можно представить факты, доказывающие то, что владелец карты не мог физически находиться в том месте, где были списаны средства или откуда поступила команда на оплату по карте. Если говорить об экспертизе по делу, то в том случае, когда деньги были списаны не через банкомат, а посредством оплаты за какие-то товары, работы, услуги, можно прибегнуть к помощи IT-специалистов.

По мнению поддержавшей предложение НСФР начальника управления розничных продуктов Локо-банка Светланы Повикаловой, вряд ли банкам удастся уменьшить срок внутреннего расследования — срок в 45–60 дней определен международными платежными системами Visa и MasterCard, а сверхкороткие сроки споров можно применять к картам, действующим по локальным платежным системам.

НСФР руководствуется тем, что явка каждой из сторон на 7-дневный процесс не носит обязательный характер, ведь банк-получатель может оказаться нерезидентом. Но таких случаев очень мало: по словам Ильи Сачкова, генерального директора исследовательско-консалтинговой компании Group-IB, порядка 90% денежных списаний с карт клиентов приходится на российскую территорию.

Как сказал Сачков, обычно мошенники их обналичивают или переводят в виртуальные валюты — те же биткоины. Пользуясь различными схемами, они направляют деньги в банки, работающие на территории стран бывших советских республик, например, в Украину, где эти деньги, по сути, проходят очистку и потом могут оказаться в банках других стран. В итоге, практически маловероятно отследить их конечный банк.

Как отметили специалисты аналитической компании FICO, объем потерь от мошенничеств по картам достигает 0,01% от объема всех операций по ним. По данным Центробанка, во II квартале этого года объем операций по картам отечественных банков достиг отметки в 7 трлн рублей. В результате, сумма потерь банков и их клиентов от действий мошенников может составить примерно 700 млн рублей.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 572 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 5 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва