ЦБ начал воевать с основной схемой, помогающей в уходе от налогов

ЦБ начал воевать с основной схемой, помогающей в уходе от налогов

В данном случае имеется в виду так называемый транзит, позволяющий бизнесу в выводе желаемых сумм в офшорные зоны и экономии на уплате налогов в России.

Центробанк приступил к активной борьбе с одной из схем, получивших широкое распространение, помогающих вывести капитал за рубеж и уйти от налогов — транзитными операциями. По оценкам экспертов, в общем объеме противозаконных операций на них приходится не меньше 50%. Банкам предписано обращать особое внимание на транзитные операции, совершаемые клиентами с требованием у них подтверждающих уплату налогов документов — соответствующее письмо направлено Центробанком во все коммерческие финансовые учреждения за подписью заместителя председателя Банка России Дмитрия Скобелкина. Фактически письма Центробанка относятся к нормативным, и теперь, на фоне кампании, связанной с отзывом лицензий, банки на свой страх и риск начнут оказывать клиентам помощь в оптимизации налогов.

Как следует из сказанного заместителем председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, президентом Ассоциации региональных банков России Анатолием Аксаковым, транзитные операции клиентов отечественных банков занимают не меньше 50% всех противозаконных операций, связанных с финансами и их передвижением. Суммарный объем последних в 2013 году составил сумму в 1,5 трлн рублей. По сообщениям источников, близких к Центробанку и Росфинмониторингу, по предварительной информации в 2014 году цифра не изменилась.

Транзитной схемой пользуются российские бизнесмены, чтобы уклоняться от уплаты налогов. В этой схеме участвует ряд специально созданных компаний, причем, не только в России, но и в офшорах и от 5 до 10 банков. Между компаниями заключается договор на поставку техники и оборудования — это является самым распространенным примером. Популярностью пользуются и договоры на предоставление консалтинговых услуг. В контракте указывается завышенная в десятки, а то и сотни раз сумма, на которую действительно осуществляются поставки товара, — и в итоге доходы компании выводятся из-под налогообложения в виде расходов. Для сокрытия мошеннического характера сделки, бенефициарами вовлекаются в схему цепочки юридических лиц и банков, через которых проходят деньги.

И как результат, компания бенефициара, работающая в России, становится убыточной, и ей не нужно выплачивать налог на прибыль, составляющий 20%. Но у отечественных налоговых органов существуют комиссии по убыткам, активно общающиеся с собственниками для выяснения причин появления убытков, и в этом случае нарушители вынуждены привлекать номинальных собственников и часто сменять юридическое лицо, что никак не способствует выстраиванию стабильного бизнеса.

Если говорить о фирмах-«прокладках», то на каком-то этапе схемы перегона денежных средств одна из них оплачивает налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет (если товар ввозится, кроме пошлин, нужно платить НДС, равный 18%) и испаряется из цепочки; налоговые органы вместе с Центробанком и Росфинмониторингом будто бы не могут успеть отследить эти моменты. По словам независимого налогового эксперта, члена Палаты налоговых консультантов Светланы Оганджанянц, при использовании транзитной схемы нарушители экономят на НДС, так как налог нужно платить не с суммы контракта, а с суммы ввозимого товара. Если общая стоимость ввозимого товара составляет 100 тыс. рублей, а не 1 млрд, как указано в договоре, понятно, что деньги экономятся на сборах. И чем больше разница между суммой, указанной в контракте и суммой поставок, тем больше денег будет сэкономлено. Для пресечения цепочки нарушителей, налоговые органы должны требовать у компаний, чтобы они каждый отчет по НДС сопровождали списком всех контрагентов по сделке и указывали их ИНН. Имея ИНН, можно в ходе проверки установить благонадежность компании (составлением и ведением такого рода списков в разных вариантах занимаются Федеральная налоговая служба и Центробанк). В сложившейся сегодня ситуации ФНС должно выступить инициатором соответствующих поправок в Налоговый кодекс, применительно к порядку, при котором оформляются декларации по НДС.

Также в письме банкам Скобелкиным указано на признаки транзитных операций, которые должны у банков вызывать подозрения при обслуживании того или иного клиента. В числе этих признаков: зачисление денежных средств на клиентский счет от множества других резидентов со счетов, которые были открыты в российских банках и последующее их списание; списание денежных средств со счета в течение 2-х дней после того, как они были зачислены; регулярное проведение транзитных операций — как правило, каждый день продолжительное время (не меньше 3-х месяцев); деятельность клиента не приводит к тому, чтобы у него появлялись обязательства по уплате налогов или налоговая нагрузка минимальная; со счета, который используется для указанных операций не осуществляется налоговых выплат в российский бюджет или же выплаты являются незначительными, несопоставимыми с масштабом деятельности лица, владеющего счетом.

По мнению Скобелкина, по оценке Банка России, в работе такого рода клиентов отсутствует очевидный экономический смысл и очевидная законная цель, а для соответствующих операций необходимо повышенное внимание со стороны банков.

В связи с этим Центробанк предписал банкам делать запрос у клиентов на документы (заверенные копии), которые подтверждают уплату ими налоговых взносов за последний налоговый период, или документов и сведений, подтверждающих факт отсутствия оснований для уплаты налогов в российский бюджет. Кроме того, по требованию ЦБ банки обязаны с повышенным вниманием относиться ко всем операциям клиентов, в которых присутствуют черты транзитных, и ставить в известность об этом Росфинмониторинг.

По словам представителя пресс-службы Центробанка, продолжающиеся увеличиваться масштабы транзитных операций банковских клиентов, позволяют предположить, что на самом деле цель таких операций - легализовать (отмывание) доходы, полученные преступным путем, профинансировать терроризм и реализация других противозаконных целей. Банк России намерен уделять повышенное внимание не только клиентам, но и операциям, которыми они занимаются.

Не представляясь, банкиры говорят о существовании десятков схем по выводу средств за рубеж, но в последнее время больше всего, кроме транзита, используются схемы фиктивного импорта и «ценнобумажные схемы». При реализации первой схемы российской компанией выплачивается аванс в пользу зарубежного контрагента, но сам товар не остается на территории России. Схема фиктивного импорта, преимущественно, востребована на территории стран, входящих в Таможенный союз (России, Казахстана, Белоруссии). Вторая схема - с ценными бумагами - это операции, в ходе которых отечественные компании ни с того, ни с сего принимают решение об инвестировании большого объема средств в зарубежные ценные бумаги, учет прав на которые осуществляется в депозитариях Европы. Как говорят банкиры, Центробанк и правоохранительные органы имеют все основания полагать, что нередко в действительности бумаги не закупаются.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, есть и еще одна популярная схема, способствующая незаконному выводу денег за рубеж — при помощи незаконных приказов суда. По этой схеме из нашей страны в течение нескольких лет преступники вывели 20 млрд долларов. Схема работает следующим образом: между иностранными юридическими лицами заключается фиктивный договор займа на суммы, исчисляемые миллионами долларов. В качестве поручителей по этим фиктивным договорам выступали фирмы, зарегистрированные в России, с представителями-молдаванами. Когда подходил срок выплат по этим бумажным долгам, компания-кредитор подавала исковое обращение в молдавский суд. Судьи, в свою очередь, выносили приказы о необходимости взыскать задолженность, и российские фирмы-поручители осуществляли денежный перевод в один из банков Молдавии на счета приставов, потом деньги переводились в валюту и направлялись за границу. Такой схемой, в частности, пользовались в Русском земельном банке и банке «Западный», недавно лишившихся лицензий.

По словам Очадчего, несмотря на активно проходящую кампанию против нелегальной деятельности банков, в интернете очень легко найти компании, которые предлагают такие услуги.

По словам банкиров, всем противозаконным операциям присущи общие, вызывающие подозрения черты: 100% или хотя бы 50% авансирование, разные юрисдикции клиента и его счета в банке, отсутствие паспортов сделок. По мнению руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, транзитные схемы являются прямым нарушением банками процедур, связанных с внутренним контролем. Проще говоря, банк якобы не замечает того, что клиенты или контрагенты занимаются незаконным выводом активов. Транзит не всегда есть результат активно оказываемой банком поддержки, здесь может сказаться и недостаточность квалификации его сотрудников, и проблемы, связанные с информационным обменом между участниками рынка и надзорными органами.

По мнению управляющего директора компании «Инвесткафе» Ивана Кабулаева, транзитные схемы, как правило, привлекают внимание либо мелких, либо очень крупных банков. В банках среднего масштаба благодаря внутреннему контролю можно отследить происходящее. А вот мелкие финорганизации (особенно регионального уровня, если судить по сообщениям о лишении лицензий) как раз наиболее часто становятся участниками противозаконных операций. В крупных же банках подчас очень сложно проследить, что происходит с предоставленными ими кредитами, что уж говорить о полноценном соблюдении норм закона об отмывании.

По словам председателя правления Банка расчетов и сбережений Олега Барановского, для того, чтобы можно было в полном объеме выполнять новые требования ЦБ, банкам придется понести дополнительные расходы — новация требует усилений подразделений финансового мониторинга, что связано с наймом новых сотрудников, а это сегодня весьма проблема для участников рынка, практически без исключения или уже проведших, или оптимизирующих штат.

По мнению партнера московской юридической компании Amond & Smith Ltd Сергея Назаркина, если будет выявлено превышение определенной величины (сегодня это 4%) суммарного значения наличных и безналичных операций сомнительного характера в объемах оборотов по счетам юрлиц — клиентов банка, то банк признают вовлеченным в проведение сомнительных операций, в результате чего он может быть лишен лицензии.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 572 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 5 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва