ЦБ рекомендует банки отказывать клиентам, вызывающим подозрение

ЦБ рекомендует банки отказывать клиентам, вызывающим подозрение

Подготовленный Центробанком законопроект, направленный на ужесточение борьбы с отмыванием пока не рассмотрен, причина того в FATF, с которой Россия должна была согласовать ряд антиотмывочных поправок, но до сих пор это не реализовано.

Как удалось выяснить, в отношении одного из пунктов нового законопроекта — о том, чтобы обязать банки давать отказ подозрительным клиентам в обслуживании — появились барьеры на уровне межправительственной организации FATF (Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), в которой участвует и Россия. В FATF выразили обеспокоенность по поводу рисков нарушения клиентских прав. По этой причине на минувшей неделе ЦБ направил в банки настоятельные рекомендации о более активном использовании права на отказ проводить операции клиентов, вызывающих сомнения, а также - расторгать с ними договора.

В письме ЦБ также содержится напоминание банкам, что в соответствии с действующим антиотмывочным законодательством, в качестве основания для отказа проводить операции выступает предоставление частным лицом или компанией не всех документов — в частности, если нет сведений по бенефициарам и выгодоприобретателям. По мнению регулятора, банкам не следует пренебрегать своим правом отказывать клиентам, чтобы не были нарушены требования антиотмывочного закона, по которому банкам надлежит не реже одного раза в год обновлять информацию по розничным и корпоративным клиентам — или не позднее 7-ми дней после того, как возникли подозрения по поводу законности операций, которыми занимается клиент. Как указал ЦБ, банки должны пользоваться всеми доступными способами, чтобы обновлять информацию о клиентах, а если это по каким-то причинам сделать не получается — перестать обслуживать этого клиента. ЦБ подчеркнул, что, если уже была два раза отказано в проведении операций, банк должен полностью отказать клиенту в обслуживании — это право предоставлено банкам в июне 2013 года (поправки в 115-ФЗ), но, судя по официально предоставленной статистике, на практике этот закон мало кем используется.

По словам Павла Ливадного, заместителя директора Росфинмониторинга, сейчас банки каждый год отказываются проводить операции 30 тыс. клиентов, полностью отказывают в обслуживании — в 10 раз реже. Сегодня банки не обязаны отказывать клиентам, вызывающим подозрение, совершать операции, открывать счета или вклады — есть только право (исключение относится к террористам и террористическим организациям, на которых распространяется обязанность). Как прежде уже сообщали в СМИ, Центробанком совместно с Росфинмониторингом был разработан ряд поправок в 115-ФЗ с таким намерением, чтобы была введена обязанность отказываться от обслуживания клиентов, чьи операции относятся к высокорискованной категории. По словам Ливадного, не стоит ждать скорого внесения в Государственную думу этого законопроекта. Выяснилось, что необходимо согласовать документ с FATF, настаивающей на том, что нельзя снижать уровень доступности банковских услуг для потребителей и действующее сегодня право банков отказываться от обслуживания подозрительных клиентов не должно перерасти в безусловную обязанность (в особенности, если отсутствуют очевидные риски обслуживания клиентов). Было бы идеально, чтобы списки клиентов, несущих высокие риски, на добровольной основе составлялись банковскими ассоциациями для своих банков-участников. Поэтому сегодня представляется излишним форсирование принятия законопроекта.

По мнению источника, близкого к ЦБ, в условиях кризисного периода банки крайне неохотно исполняют пункты антиотмывочного законодательства. И логику банков, не желающих терять клиентов, можно понять, поскольку средства клиентов - чуть ли не главный источник их ликвидности ввиду закрытости рынков иностранного капитала (ЦБ наладил тщательную фильтрацию круга банков, которые получают от него кредиты). Если проигнорировать свежие рекомендации, это может привести к тому, что увеличится число внеплановых проверок банков со стороны регулятора.

Из FATF оперативных комментариев пока не поступало.

По мнению банкиров, активность по отказам клиентам в обслуживании связана с трудоемкостью этой процедуры: банку нужно подобрать убедительные доказательства того, что со стороны клиента не была предоставлена достаточная информация о нем. К этой информации относятся распечатки телефонных разговоров с клиентами, документы, в которых зафиксирован факт обращения клиента в банк, и все бумаги, предоставленные в банк, копии запросов, которые банк направлял клиенту с требованием о предоставлении недостающих сведений, зафиксированное время ответа клиента (по закону дается три дня на отправку в банк запрошенных сведений). Что характерно, отказники в любом случае найдут альтернативный вариант, например, они пойдут их мелкого в крупный банк (топ-100 по активам). Там клиентский поток больше, сотрудникам подразделений финансового мониторинга физически сложно успеть обработать все обращения, их внимание меньше сконцентрировано.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, ЦБ особо внимательно проверяет, воспользовался ли банк правом на отказ клиенту при проверке его деятельности по ПОД/ФТ. Во многих случаях сам собой напрашивается вывод о недостаточной активности в применении банками права отказывать в операциях как инструмента борьбы с недобросовестными клиентами. Банки не заинтересованы в отказах в проведении операций, поскольку они должны соблюдать жестко регламентированные процедуры, связанные с такими отказами.

По мнению президента Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Михаила Васильева, с банков должна быть снята обязанность актуализировать информацию о розничных и корпоративных клиентах — в силу того, что сотрудникам отделов финансового мониторинга такая нагрузка физически не под силу. В крупном банке в штате отдела финмониторинга должно быть порядка 100–120 человек; чтобы содержать такой отдел ежегодно нужно почти 90 млн рублей. Что характерно, подразделение само по себе не может принести банку какую-то прибыль. А если учесть, что процедура отказа весьма трудоемка, то вполне понятно, почему банки не спешат стать ударниками фронта по борьбе с недобросовестными клиентами. Банки небольших размеров вообще не в состоянии содержать армию сотрудников финансового мониторинга. Их траты на эти подразделения выливаются ежегодно в несколько миллионов рублей, но и такие расходы для них существенны. Обновлять информацию по розничным и корпоративным банковским клиентам должны компании, специализирующиеся на этом аналогично с работой бюро кредитных историй. Банки могли бы направлять в такие компании запросы на актуальную информация по клиентскому пулу и на основании отчетов, поступивших из этой компаний, выносить решения о продлении или полном отказе в их обслуживании.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, клиенты, которые занимаются отмыванием, обеспечивают недобросовестным банкирам огромные комиссионные потоки. Наряду с этим, банкам не хочется сокращать клиентскую базу: для многих финансистов «деньги не пахнут», поэтому во многих банках попросту закрывают глаза на то, что делают криминальные клиенты. Единственный способ воздействовать на подобные «клиентоориентированные» банки — применение штрафных санкций и иных наказаний, вплоть до лишения их лицензии.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 572 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 5 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва