Центробанк обязал банки проверять репутацию клиентов

Центробанк обязал банки проверять репутацию клиентов

Стало известно о появлении отныне у отечественных банков и компаний дополнительного административного барьера. Центробанк вменил банкам в обязанность до приема на обслуживание проверять деловую репутацию той или иной компании. Финансовые организации теперь вправе потребовать с клиентов информацию о ней (отзывы о деловой репутации компании, произвольно написанные другими корпоративными клиентами банка из числа её партнеров и/или сведения от других банков, в которых эта компания была на обслуживании. Такое требование теперь содержится в новом указании Банка России. Прежде такой обязанности у банков не существовало. В случае неисполнения новой инициативы регулятора кредитные организации могут быть подвергнуты санкциям — вплоть до отзыва у них лицензии.

Новое указание Центробанка меняет положение Банка России, выработанное в 2004 году - «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Согласно данному указанию, банки обязаны запрашивать информацию о деловой репутации корпоративных клиентов — до перехода компании на обслуживание. Эти сведения будут включены в перечень данных, которые запрашиваются банками у организаций для того, чтобы их идентифицировать, вместе с данными о финансовом состоянии компаний, их рейтингах и другой информацией.

В случае неисполнения требований указания банки могут быть оштрафованы: должностным лицам (сотрудникам банка) грозит штраф в сумме 10–30 тыс. рублей, а банку — 50–100 тыс. рублей. В качестве крайней меры (при неоднократном нарушении Указания) — операции могут быть приостановлены, а впоследствии — банк может лишиться лицензии.

Логика регулятора банкирам понятна.

По словам председателя правления СДМ-банка Максима Солнцева, логика ясна — банки должны в своей деятельности основываться на принципе «знай своего клиента». К примеру, ориентированные на клиентов банки уже делают практические шаги в этом направлении посредством введения анкет, которые должны быть заполнены корпоративными клиентами при приёме на обслуживание. В анкетах есть пункт, касающийся деловой репутации. Цель подобного анкетирования заключается в выявлении, каким конкретно бизнесом занимается клиент, откуда он получает доход. Председатель правления СДМ-банка отметил, что наряду с другими мерами Центробаннка, это нововведение поможет банкам в идентификации своих клиентов, но одной только этой новацией все проблемы решить не получится.

По мнению вице-президента МТС Банка Михаила Яценко, введение требований о подробной идентификации клиентов и сбор информации о них до приема на обслуживание может вызвать осложнение жизни банков, активно работающих на рынке кредитования сектора МСБ. По факту изменился сам подход, ведь раньше банки были обязаны только уведомлять Росфинмониторинг о некоторых клиентских операциях. Нововведение может стимулировать повышение трудозатрат, и банкам придется их компенсировать увеличением размера комиссий. В то же время это может вызвать увеличение сроков открытия счетов и проведения операций.

По словам управляющего директора по развитию бизнеса СБ Банка Игоря Комягина, требования излишни, так как они могут вызвать увеличение непроизводственных затрат банков, а сведение, предоставляемые из других банков в период острой конкуренции за клиента могут быть не объективными. Как пример, требования предоставлять заверенную бухгалтерскую отчетность при открытии расчетного счета уже привели к тому, что банки вынуждены в срочном порядке дополнительно обучить операционный состав на предмет форм и видов отчетности.

Комягин отметил, что банки являются законопослушными субъектами, но во что это может обойтись и как отразиться на стоимости открытия и обслуживания счетов юридических лиц, а также росте оперзатрат банков, а главное — даст ли ожидаемый эффект, Комягин оценить не смог.

— Само собой разумеется, что любой банк будет это требование исполнять, — считает предправления Златкомбанка Алексей Шитов. — После чего остатки малого бизнеса прекратят существование в нашей стране. Ни новое предприятие, ни одно предприятие малого бизнеса не в состоянии предоставить какой-либо справки о деловой репутации. У новых компаний, которые только созданы и не имеют контрагентов, а также еще не обслуживались в банках, выхода нет — этим компаниям будет отказано в открытии счета, из чего следует, что компании создаваться не будут. Эти санкции затормозят бизнес, а глобально — экономическое развитие.

По мнению заместителя директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Марины Мусиец, требование, несомненно, повысит расходы, которые связаны с обеспечением полноценной работы банка и вряд ли наличие справок о деловой репутации поможет банкам существенно лучше оценить потенциальных корпоративных клиентов. Велика вероятность того, что мы скатимся к формальному подходу, когда подготовка справок будет осуществляться для очередного "плюсика". Мусиец считает, что банки не пойдут на подделку справок, а Центробанк может приступить к массовому применению санкций за неисполнение требования, по крайней мере, первое время.

По мнению аналитика по макроэкономике UFS Investment Company Станислава Савинова, у Центробанка и без того хватает пруденциальных инструментов. Необходимо идти в обратном направлении: упрощая и совершенствуя надзор, двигаясь к тому, чтобы внедрить принцип мотированного суждения, а не умножать новые инструкции, которые способствуют увеличению документооборота. Новые шаги излишни, так как приведут к тому, что работники банков будут заниматься неким «творчеством», а не полезной работой. Репутация в качестве обязательного атрибута ведения бизнеса в нашей стране не распространена столь широко.

Можно ли обойти требования Центробанка?

По мнению начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, проблема заключается в самом подходе к контролированию характеристик и рекомендаций на предмет их реального происхождения. Ведь по существу, в банк может обратиться фирма-однодневка с фальшивой документацией.

Но, как уверяют банкиры, что безопасности банков будут четко отслеживать такого рода нарушения.

По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Абсолют Банка Сергея Кольбе, "липовые" сведения, даже если и будут предоставлены, служба безопасности банка проведет соответствующую проверку, а сам факт предоставления ложной информации серьезно скажется на решении банка о сотрудничестве с такими компаниями. Не уверен, что корпоративных клиентов интересует возможность предоставления недостоверных сведений. Во всяком случае, до настоящего времени мы не имели подобных инцидентов.

Начальник отдела верификации кредитного риска банка «БКС Премьер» Алексей Пецык считает, что обман банка крайне невыгоден: если в процессе деятельности будет установлен факт указания клиентом недостоверной информации о его деловой репутации, это будет отражено банком в «рекомендательном письме», что, в свою очередь, негативно скажется на дальнейшей деятельности недобросовестных компаний.

По мнению Кольбе, для новых компаний в каждом банке должны быть предусмотрены свои правила обновления информации, в том числе обновление данных о том, как работал клиент в процессе обслуживания.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 573 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва