Банк Корпоративного Финансирования
Рейтинг банка Банка Корпоративного Финансирования 0.00

Центробанк совместно с Росфинмониторингом займутся созданием списка вызывающих подозрение банковских клиентов

В связи с поручением правительства Центробанк вместе с Росфинмониторингом приступили к разработке законопроекта, предусматривающего создание публичного списка вызывающих подозрение банковских клиентов — граждан и компаний, которые прежде получили от банков отказ в обслуживании. Об этом мы узнали от заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного.

По словам Ливадного, поправки предполагается внести в «антиотмывочный» закон (115-ФЗ) и закон «О банках и банковской деятельности». Поисковик по вызывающим подозрение клиентам будет носить публичный характер и банки смогут пользоваться им для риск-ориентировки во время обслуживания частных лиц и корпоративных клиентов. На сегодняшний день в банках подобные списки составляются самостоятельно и эта информация не получает дальнейшего распространения.

С 2013 года банки имеют право отказать гражданину и компании в проведении операций в том случае, если возникли подозрения в том, что транзакции преследуют цель отмыть преступные доходы или профинансировать терроризм. Вместе с тем, банки вправе принимать решение о расторжении договора банковского вклада, счета, если клиент не однажды был замечен в осуществлении подозрительных операций. Если изначально банки осознают, что клиент (физическое лицо или корпоративный) вероятнее всего будет заниматься сомнительными операциями, то финансово-кредитная организация имеет полное право сразу же отказаться от заключения договора вклада/ счета с таким клиентом.

По словам Павла Ливадного, такие нормы 115-ФЗ получили весьма широкое и активное применение примерно с ноября прошлого года. Отказ, главным образом, происходит в связи с подозрением в проведении клиентом сомнительных операций. Но (хотя и в меньшей степени) есть немало примеров, когда банк отказывается заключать договор с клиентом или продолжать работу с ним. С одной стороны, тот факт, что эти меры применяются, ни в коей мере не противоречит международным стандартам, с другой — помогает санировать банковский сектор от «серых» и «черных» схем, от клиентов реально и потенциально имеющих связь с криминальными структурами, и в целом соответствует реализации политики Центробанка, которая проводится сегодня и направлена на создание непреодолимых препятствий для так называемых "грязных денег" при их попадании в экономику. Разумеется, все понимают, что клиент, получивший отказ в обслуживании в одном банке, пойдет в другой, в третий ... и когда-нибудь ему удастся найти финансовую организацию, которая даст согласие на его обслуживание. Причиной этому может стать обычная неосведомленность о клиенте. Все сведения, касающиеся операций, в которых клиентам дан отказ, и о клиентах, с которыми банки расторгли договор или которые получили отказ в подписании соглашения, поступают от банков в Росфинмониторинг. Эта информация должна стать публичной.

Пока ещё нет окончательного решения, будет ли составляться черный список, и станет ли поиск по нему открыт для широкой аудитории, а не только финансовым организациям. По словам Ливадного, основное условие эффективной профилактики противозаконных финансовых операций - это высокий уровень информированности банков о том, кто этими операциями занимается. В связи с этим и получив поручение от правительства, сотрудники финансовой разведки и Банка России приступили к разработке законопроекта, который бы установил возможности ведения списка клиентов, с которыми банками были прекращены деловые отношения с применением правил внутреннего контроля. Немаловажно, чтобы банки при получении доступа к такому списку, кто бы его ни составлял (относительно этого вопроса сейчас отсутствует определенная позиция), ориентировались на эту информацию. Но при этом они должны понимать, что само по себе попадание в этот список не может служить ключевым основанием при принятии решения по типу «в таком клиенте мы не нуждаемся». Банкам придется изучить не только его, но и все, что связано с его деятельностью. Список в этом случае выступает только как риск-ориентировка. Но последнее слово выносит все же банк.

Более того, Росфинмониторинг считает, что органы банковского сообщества, к примеру, ассоциации, должны заняться составлением своих собственных списков.

По словам Ливадного, поправка, которая дает соответствующие права организациям банковского сообщества, сейчас тоже подготавливается в рамках пакета, речь о котором шла в начале разговора. Такие списки должны способствовать существенному повышению информированности банков о мерах, которые были предприняты их коллегами, что не только приведет к очищению финансового сектора, но и может обеспечить конкурентное равенство. Ведь в противном случае, когда сведения о рисковых клиентах носят эксклюзивный характер и не разглашаются тем или иным банком, другие банки, в которые потенциально может обратиться этот клиент, не имея сведений о его неблагонадежности и примет его на обслуживание, столкнется с возможностью потерь не только финансового характера, но и репутационного.

Как указывают в Росфинмониторинге, на теневой экономический сектор приходится до 40% финансов. По последней информации Центробанка, в прошлом году объем сомнительных операций клиентов банков достиг отметки в 1,5 трлн рублей, это в 1,5 раза превысило показатель 2012 года.

Нельзя не сказать о том, что сегодня Банк России уже составляет список компаний, которые были исключены из ЕГРЮЛ, предприятий, подвергшихся ликвидации, а также отечественных компаний, участвующих во внешнеторговой деятельности, но попавших под подозрение в противозаконном выводе средств за рубеж и легализации (отмывании) доходов, полученных в ходе преступных действий. Росфинмониторингом составляется список граждан, которые подозреваются в причастности к террористической деятельности. На сайте ФНС налажена работа сервиса «Проверь своего контрагента». Появление нового списка — подозрительных физических лиц и корпоративных клиентов, — по мнению Росфинмониторинга, должно стать ещё одним орудием в банковском арсенале.

В Центробанке отметили, что законопроект обсуждается.

По словам председателя правления финансовой группы «Лайф» Александра Железняка, законопроект, который предусматривает создание публичного списке подозрительных клиентов, несомненно, станет своего рода заслоном для появления в банках подозрительных клиентов. Сегодня нет единой для всех банков базы компаний и физических лиц, вызывающих сомнения и замешанных в схемах отмывания денег. Поэтому фирмы и люди, получившие отказ в одном банке, приходят в другой — и этот банк оказывается в рисковой ситуации. Но пока это в банке поймут, они потеряют не только время, но и деньги, и, что тоже возможно, даже репутацию.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, эффективность в использовании такой информации предполагает наличие структурированного файла в формате *.dbf и возможности его закачки в действующую программную систему финансовой организации, чтобы программа процесса проверки стала автоматизированной. В случае с юридическими лицами, по меньшей мере, будет необходимо иметь информацию о генеральном директоре, собственнике(-ах) и бенефициарах, информацию о специфике деятельности организаций, о том, были ли прежде случаи реализации сомнительных операций; о физическом лице — его стандартных анкетных данных, реквизитах документа, служащего удостоверением личности, аргументах в пользу «подозрительного» статуса.

Как считает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева, логично размещение такого списка в открытом онлайн-доступе на сайте Банка России. Изменения в него должны заноситься на постоянной основе, непрерывно, поскольку наряду с внесением в список, возможен и процесс исключения из списка недобросовестных клиентов. По мнению Багатовой, можно заняться формированием единого перечня, не разделяя клиентов на юридических и физических лиц, в соответствии с алфавитом.

По мнению заместителя председателя СДМ-банка Вячеслава Андрюшкина, для банков в принципе не настолько важно, каким образом будет предоставлен доступ к списку подозрительных клиентов — онлайн или в виде рассылки. Главное, чтобы была возможность получить о клиенте максимально больше сведений. Чем больше информации, тем более комфортно работать банкам, заботящимся о своей репутации и не желающих допускать репутационные риски. Если клиент попадет в такой список, в каких-то случаях банк примет решение работать с ним, но станет более внимательно отслеживать все его операции.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, одна из ключевых причин лишения банков лицензий (в текущем году лицензий лишились 55 финансовых организаций, в 2013 году — 29) связана именно с нарушением «антиотмывочного» закона. К примеру, из 9-ти лицензий, отозванных у банков в течение августа, четыре отозваны в том числе и по причине неоднократного нарушения требований 115-ФЗ.

Москва