Госбанки могут лишиться услуг иностранных аудиторов и консультантов

Госбанки могут лишиться услуг иностранных аудиторов и консультантов

Кредитные организации могут лишиться услуг иностранных аудиторских и консалтинговых компаний.

Со стороны депутата нижней палаты парламента Евгения Федорова готовится проект закона по внесению изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Поправки ставят целью установить запрет российским банкам (сначала — с государственным участием) на привлечение к сотрудничеству иностранных аудиторских и консалтинговых компаний. Как считает парламентарий, такие изменения защитят финансовую систему России от внешних целенаправленных действий негативного плана, которые особенно опасны в связи с антироссийскими санкциями. Наличие проблем, обрушившихся в последние месяцы на российский банковский сектор, законодатель объясняет как раз чрезмерностью присутствия зарубежных консультантов.

Какое-то время назад Федоров уже обращался к руководству ЦБ с просьбой о пересмотре политики формирования Совета по аудиторской деятельности при Центробанке. Большинство независимых экспертов совета прежде работали в российских представительствах аудиторских компаний США, и сегодня присутствие таких консультантов, как считает законодатель, сомнительный выбор для Центробанка.

В настоящее время в российских банках проводятся два аудита — в соответствии с российскими и международными стандартами. Федоров предлагает наложить запрет на то, чтобы компании с зарубежным участием проводили такие проверки.

По мнению Федорова, необходимость в этом запрете очевидна, так как при отсутствии такой меры ситуация становится абсурдной: России отказали в иностранном финансировании, а она продолжает ориентироваться на принятые на международном уровне стандарты. При подобном развитии событий нужно, чтобы банки, для начала - работающие с участием государства, отказались сотрудничать с зарубежными аудиторами. Допустим, ЦБ следует отказаться от PWC (PricewaterhouseCoopers).

По мнению председателя Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонида Блинкова, аудит на основе российских стандартов можно передать в работу отечественных компаний. Так как при вмешательстве в аудит по международным стандартам можно замедлить приток инвестиций в нашу страну и взаимное сотрудничество не только со странами, которые ввели санкции, но и с участниками БРИКС и другими дружественными России странами. Аудит в банках делается двух видов — на основе российских и международных стандартов. Идея запрета зарубежным компаниям заниматься проверками по российским стандартам четко обоснована и не лишена логики. Банк в любой момент имеет возможность обратиться за такой услугой к любой российской компании, при этом сэкономив на стоимости проверки, так как иностранные организации нередко завышают стоимость своих услуг.

Сейчас, по словам Блинкова, у аудиторских компаний есть право проводить аудит на основе российских стандартов, в том числе в крупнейших банках с государственным участием. К примеру, в прошлом году контракт с Ernst & Young обошелся Россельхозбанку в 32,6 млн рублей.

В нынешних реалиях аудит, которые провела крупная иностранная компания, в определенной степени можно рассматривать и как репутационный ход, а также гарант стабильности банка. Разумеется, банки вправе отказаться от услуг зарубежных аудиторских и консалтинговых компаний, но смысл подобного аудита в том, что мнение серьезной компании - это залог устойчивого положения самого банка и гарант его стабильности, что в итоге помогает банку при внешних заимствованиях и других операциях за счет того, что его статус поддержан на мировой арене этой отрасли. Поэтому, если в связи с какими-либо факторами банки перейдут на аудит маленьких, никому не известных компаний, то в первую очередь этим будет нанесен мощный удар по их репутации.

Москва