Каждому россиянину предоставят десять дней на спасение своей кредитной истории

Каждому россиянину предоставят десять дней на спасение своей кредитной истории

В том случае, если в течение десяти дней после того, как вступит в законную силу решение суда, клиент не заплатит долги по алиментам, коммунальным услугам, связи или аренде, информация об этом отправится в бюро кредитных историй.

Удалось выяснить, что граждане получат десять дней после решения суда на то, чтобы успеть погасить все, имеющиеся у них долги. Если должник не совершит никаких оплат, у кредитора появится право на отправку этой информации в бюро кредитных историй. Принятие этих новых поправок состоялось во время второго чтения законопроекта по развитию института кредитных историй (КИ). Авторы изменений стали Наталья Бурыкина, возглавляющая комитет Государственной думы по финансовому рынку и Николай Журавлев, член Совета Федерации. 20 июня состоится рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

Более того, новой версией проекта ограничивается круг сведений, которые могут оказаться в кредитных историях после решения суда — если посмотреть прежнюю версию документа, это могла быть информация о неплатежах за товары и услуги, которые были предоставлены в рассрочку, в том числе, к примеру, сведения об имеющихся долгах по счетам какого-нибудь врача. Но согласно принятым поправкам в кредитных историях граждан теперь можно отражать только информацию по задолженностям перед ЖКУ, услугами связи, по алиментам и аренде (если, допустим, жильё арендуется у компании — так как направлять данные в БКИ вправе право только юридические лица).

Если данные об имеющихся долгах за коммунальные услуги, связь и аренду имеют право направлять в БКИ организации, перед которыми образовалась эта задолженность (к примеру, оператор связи), то право на извещение о невыполнении обязательств по алиментам предоставлено судебным приставам. Информация о некредитном долге может быть передана в БКИ только если есть вступившее в силу решение суда об их взыскании — на это согласие должника не требуется, но он должен быть уведомлен об этом в обязательном порядке.

Если по отношению к гражданам законопроект и прежде предусматривал возможность передачи в БКИ данных по имеющимся у них некредитным долгам, то в отношении юридических лиц и предпринимателей такого рода указаний не было. После того. как прошло второе чтение, законопроект пополнился нормами о том, что судебные долги за коммунальные услуги, аренду, услуги связи тоже будут направляться в бюро кредитных историй. Правда, в распоряжении компаний-должников будут те же 10 дней, чтобы исправить ситуацию после того, как решение суда вступит в силу.

Еще одним новшеством по итогам второго чтения стало появление нормы, согласно которой в кредитные истории предполагается включать информацию о предмете залога по кредиту.

Примечательно, что в декабре 2013 года по причине принятия закона «О потребительском кредитовании» был откорректирован и закон о кредитных историях: в соответствии с поправками, вступление в силу которых запланировано на 1 июля, у банков, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов появится обязанность передавать в БКИ сведения относительно всех их заемщиков, причем, согласие последних не требуется.

Законопроект, в настоящее время находящийся на рассмотрении в Государственной думе более дальновиден и дает право другим организациям, перед которыми есть неисполненные обязательства, направлять информацию о должниках в БКИ, не уведомляя их об этом и не ожидая от них согласия. Единственной поблажкой являются те самые 10 дней на оплату. Если должнику удастся уложиться в этот период, то его кредитная история не пополнится никакими записями. В противном случае кредитор получит дополнительную информацию о долговых нагрузках и платежном поведении потенциального заемщика, и будет более внимателен при оценке рисков по этому клиенту. Как считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волковв, с позиции кредитора невыполненные обязательства по некредитным долгам и доведение ситуации до суда, вероятнее всего, будут рассматриваться как необязательность, которая может привести к повышенным рискам. Таким клиентам кредит, по словам эксперта, если и станет доступен, то в стоимость продукта будут включены и повышенные риски.

По словам генерального директора ОКБ Даниэля Зеленского, бюро впервые будет получать сведения о так называемых социальных платежах. Информация по неуплате алиментов по решению суда может оказать влияние на решение банка по предоставлении кредита, кроме того, она будет доступна для любого пользователя, к примеру, работодателя, имеющего согласие на доступ к кредитной истории конкретного гражданина.

Старший вице-президент Локо-банка Ирина Григорьева говорил о том, что отражение в кредитных историях всех имеющихся у граждан долгов, в том числе за коммунальные услуги и услуги связи, - это общепринятая мировая практика. Владение дополнительной информацией о клиентах важно и для банков. Подмечено, что если человек оказывается в сложной жизненной ситуации, то первое, что он делает, задерживает оплату счетов на небольшие, примерно в 100 долларов, суммы. Для любого банка это уже сигнал, свидетельствующий об ухудшении экономического положения его клиента. Владея информацией о заемщике, банк сможет более адекватно оценить, не будет ли новый кредит бременем, которое клиент не осилит.

По словам аналитика управляющей компании «Финам Менеджмент» Максима Клягина, на фоне высокого спроса на кредиты, предложенный механизм может стимулировать сокращение задолженностей по регулярным платежам и в целом повысить финансовую дисциплину.

По сведениям коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн», по состоянию на 1 июня 2014 года объем долгов абонентов за телекоммуникационные услуги составил сумму порядка 26 млрд. рублей (с начала года рост превысил 10%). Большую часть этой суммы занимают долги перед операторами сотовой связи — примерно 80%. Проблема в том, что в течение последних нескольких лет операторы мобильной связи предпочитают предлагать своим клиентам пользоваться кредитными/постоплатными схемами обслуживания, причем условия получения таких кредитов становятся все мягче, а это ведет к увеличению рисков и объемов задолженности. Если говорить про коммунальные услуги, то здесь объем просроченной задолженности населения по информации, собранной компанией «Секвойя», достигает 279,4 млрд. рублей (с начала года увеличение составило 7%).

Москва