Мошенники предпочитают совершенствоваться

Мошенники предпочитают совершенствоваться

В прошлом году объем операций мошеннического характера, при которых использовались платежные карты, составил 1,58 млрд рублей; чтоб достичь столь внушительного результата, мошенниками было задействовано свыше 70 тыс. карт, 70% которых являлись расчетными (дебетовыми).

За границей имеет продолжение масштабная война между мошенниками и банками, когда первые похищают не только информацию о картах, но и деньги с карточных счетов. Причем, если те, кто предпочитает конфиденциальную информацию уже возведены в степень проблемы, а варианты борьбы с ними обсуждают на уровне государства и между самими банками, то поисками взломщиков банкоматов занимаются полицейские. Полиции ничего не остается, как просто констатировать, что мошенники и не собираются спать, наоборот, они стремятся довести до совершенства свои сомнительные с позиции закона мастерство и изобретательность.

Мошенники – мастера трюков – они создают все новые и новые устройства, считывающие информацию, устанавливают камеры, а теперь и 3D-принтеры. Хотя, и старые добрые, по-прежнему работающие схемы встречаются часто. Никто не отрицает, что мошенничество с картами - серьезная угроза, ведь и в России количество пластиковых карт неуклонно растет. Но в целом мошенничество с банкоматами и картами представлено несколькими основными группами.

Серфинг

Многие уже знают, что к катанию по волнам это не имеет никакого отношения. Но для мошенников этот вариант – один из самых рискованных, так как требует личного контакта с потенциальной жертвой. Все предельно просто – пока человек набирает на банкомате пин-код, мошенник смотрит через его плечо, чтобы запомнить пароль доступа к счету. А потом карта крадется и её счет быстро опустошается.

Мошенники не стесняются обманывать и пожилых людей, которые очень доверчивы – им предлагается помощь в просмотре счета, получении средств), но в то же время мошенники запоминают код. Используя беспомощность стариков, они, загораживают экран банкомата, отменяют сделку, а потом разводят руками, говоря о неисправности банкомата. Потом карта незаметно крадется.

При большинстве (68%) таких операций используются реквизиты действующих платежных карт, в 21% случаев мошенниками изготавливались фальшивые карты. 11% случаев связаны с несанкционированными операциями по потерянным или похищенным картам.

Как говорят банкиры, сегодня чтобы выудить персональные данные владельцев карт в т.ч. и кредитных (фишинг), мошенники пользуются методами социальной инженерии (наука об управлении поведением людей без техредств на основе психологических приемов).

По словам вице-президента банка «ХМБ Открытие» Юрия Божора, схема фишинга начинается с sms-сообщения о том, что карта заблокирована. Граждане звонят по указанному в смс-ке телефону, чтобы сообщить мнимому представителю службы безопасности банка номер своей карты для проверки, CVV-код и другую информацию. Если карта потенциальной жертвы имеет защиту в виде системы 3D Secure, то для того, чтобы завершить транзакцию, потребуется пароль, поступающий на телефон автоматически. Но злоумышленники говорят, что разблокировка карты возможна посредством получения клиентом проверочного sms-сообщения и ему нужно будет назвать содержащийся в нем код. В действительности же в этот момент мошенники или что-то покупают в интернет-магазине, или осуществляют перевод средств на счет своего телефона или карты.

Представившись сотрудниками службы безопасности или контакт-центра банка мошенникам легко убедить гражданина, чтобы он подошел к ближайшему банкомату для выполнения под их контролем операций якобы для «спасения» средств.

Выполняя получаемые по телефону инструкции, люди собственноручно переводят средства на чужие, как правило, принадлежащие мошенникам, карты, электронные кошельки или телефоны.

Божор приводит в пример клиентку, в декабре неожиданно получившую sms-уведомление о том, что она выиграла компьютер. Женщина позвонила по номеру, указанному в sms, ей ответили, что некая компания для того. Чтобы открыть свой бизнес в России, устроила розыгрыш среди 28 тыс. абонентов. Женщине хотелось получить свой выигрыш, и она продиктовала свои персональные данные (ФИО) и адрес, по которому можно доставить приз. Компьютера она так и не дождалась, но ей снова перезвонили, объяснив, что доставка компьютера невозможна, но, так как западное руководство приказало в любом случае вручить приз, фирма зачислит на счет клиентки его стоимость – 150 тыс. рублей. Сумма оказалась столь внушительной, что женщина забыла об осторожности, и сообщила мошенникам номер своей карты и другую информацию, будто бы нужную для перечисления этой денежной суммы.

Мгновенное списание денег с карты, имеющей защиту в виде технологии 3D Secure, злоумышленникам оказалось не по зубам, и они спросили у клиентки код, указанный в тестовом сообщении. Как результат карта «полегчала» на 50 тыс. рублей, но повторная транзакция на ту же сумму привлекла внимание сотрудников службы противодействия мошенничеству банка, и карта была заблокирована. Сама клиентка получило от мошенников сообщение о проблемах с картой и совет, чтобы она обратилась в банк. Разгневанная женщина позвонила в банк, жалуясь, что ей не дают получить выигрыш, и долго не могла поверить, что все это – чистой воды мошенничество.

По словам представителя Альфа-банка, участились случаи, когда мошенники заманивают клиентов на фальшивые интернет-сайты, привлекающие внимание низкой стоимостью авиабилетов или бытовой техники. Опция оплаты на «левом» сайте дополняется мошенниками сервисами денежных переводов с карты на карту, требующими ввода одноразового пароля, приходящего по sms. Клиент. Толком не разобравшись, вводит этот пароль, пребывая в уверенности, что совершает оплату за покупку. При этом в sms говорится о том, на какие цели направляются деньги: если очевидно, что это перевод на карту, а клиент занимается покупкой, то ему ни в коем случае нельзя вбивать этот код и передавать его третьему лицу.

Как говорят юристы, в таких ситуациях всю ответственность за утрату денежных средств несет сам клиент и банк не обязан компенсировать деньги, похищенные мошенниками.

Не менее популярен и такой вид мошенничества, как скимминг (мошенники крадут данные карты, пользуясь считывающим устройством, установленным на банкомат и другое платежное устройство общего пользования).

По словам начальника операционного управления Райффайзенбанка Натальи Воеводиной, чтобы защититься от него, не пользуйтесь банкоматами в слабо освещенных и малолюдных местах, нужно пользоваться банкоматами надежных и проверенных банков, избегать присутствия поблизости посторонних наблюдателей, когда вы снимаете наличные, а также не просить помощи совершенно незнакомых людей.

По словам партнера Tertychny Law Ивана Тертычного, как следует из памятки Сбербанка, вводя пин-код, нужно всегда прикрывать клавиатуру, тогда мошенники не увидят его и не смогут записать на видео. Но так как памятка по безопасности по условиям использования карт Сбербанка - это часть договора, от клиента требуется обязательное соблюдение установленных в ней правил. Если банк сможет доказать, что мошенники записали пин-код только потому, что клиент оказался безответственным, суд может и отказать последнему в возмещении похищенных денег. Однако неясно, как себя вести при установке мошенниками накладной клавиатуры, поскольку обязать всех клиентов находить отличия между настоящей и поддельной клавиатурами, по всей видимости, невозможно.

Еще одна схема аферистов под названием «ливанская петля» связана с установкой в банкомат металлического или сделанного из пластика блокиратора, который находясь в карт-слоте, блокирует вставленную ничего не подозревающим клиентом карту. Схема основана на знании того, что в подавляющем большинстве случаев, забыв о рекомендациях сотрудников банков, владелец карты попросту уходит восвояси, думая обратиться в банк ее перевыпустить.

Причем, обычно человек начинает работать с банкоматом – карта вкладывается в картоприемник, вводится пин-код, проверяется счет и др. Но благодаря загодя установленной камере, мошенники узнают пароль доступа и как только хозяин карты уходит, они вынимают карту и опустошают счет.

Что делать для предупреждения мошенничества?

Лучше работать с банкоматами, размещенными в местах с отличным освещением и очень людных. Идеальны с позиции безопасности - разве что агрегаты, которые стоят на территории банков и их отделений, или те, что попадают «под прицел» расставленных на улицах видеокамер, в супермаркетах и на оживленных улицах. Во всяком случае перед тем как воспользоваться им, осмотритесь вокруг, обратите внимание на тех, кто находится невдалеке от вас.

Посмотрите на банкомат – нет ли на нем лишней камеры, выглядящих криво кнопок, отличного по цвету картоприемника, все это косвенные признаки вмешательства мошенников.

При снятии наличных денег, не разговаривайте с незнакомыми людьми. При чрезмерной настырности собеседника, откажитесь от транзакции. А если вы нуждаетесь в помощи при пользовании банкоматом, придите вместе с человеком, которому можно доверять.

Если вдруг банкомат «проглотил» карту и не отдает её, не торопитесь уйти. На каждом банкомате указан номер телефона, по которому нужно позвонить в экстренном случае. Вот и позвоните - если вам скажут, что это банкомат исправен, но имеет место постороннее вмешательство, вы при необходимости легко докажите, что невиновны. Ведь деньги с кредитной карты – это собственность банка – и почти всегда банки заставляют держателей этих карт вернуть предоставленное в долг.

Стоит позаботиться о повсеместном соблюдении мер безопасности по отношению к использованию кредитных карт. Причем, не только, когда вы пользуетесь банкоматом, но и когда совершаете оплату онлайн.

Как считает Тертычный, важно помнить об общих правилах выплат компенсаций при карточном мошенничестве. Если со стороны банка клиент не был уведомлен об операции в порядке, прописанном в договоре, и если банк провел какую-то операцию по карте после того, как клиент сообщил о ее потере, то только сам банк ответственен за эти действия. И в обоих случаях он обязан вернуть клиенту все, что он потерял от несанкционированных действий.

Слова Тертычного полностью совпадает с мнением начальника отдела департамента защиты информации Газпромбанка Николая Пятиизбянцева, в обязанности клиента входит предоставление в банк контактной информации и отслеживание за ее актуальностью: если эти требования не выполнять, банк может отказаться возместить средства при признании операции мошеннической.

К тому же, как добавляет Тертычный, клиент имеет право опротестовать операцию по карте, если соблюдены следующие условия: клиент подан в банк заявление не позднее дня, который следует за днем, когда он получил от банка уведомление об операции, и когда банк не располагает доказательствами того, что клиент нарушил порядок использования карты, допустим, хранил пин-код рядом с картой. Случалось и такое: клиент принес в суд запечатанный пин-конверт и смог доказать, что у него не было никакой возможности сообщить свой пин-код кому-то еще, так как он не был известен даже ему.

Но если Вы все-таки стали жертвой мошенников, то вам следует:

  • как можно быстрее обратиться в Контакт-центр банка, позвонив по указанному на банкомате телефону, чтобы он заблокировал карту, реквизиты которой уже известны мошенникам, или по которой уже совершены несанкционированнные операции;
  • позвонить оператору связи, в адрес которого был осуществлен перевод средств, заявить о мошенничестве и необходимости вернуть средства;
  • подать в полицию заявление о факте мошенничества.

PS: И еще – многим, наверное, известна легенда о "Троянском коне", там есть такая фраза: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Так вот, только ваши бдительность и внимательность помогут вам сохранить свои капиталы.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 575 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 255 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва