НПФ выступают за рассмотрение претензий до 100 тыс. без судебного вмешательства

НПФ выступают за рассмотрение претензий до 100 тыс. без судебного вмешательства
6 декабря   НПФ

НПФ выступают за то, чтобы была установлена планка от 100 тыс. рублей для претензий клиентов, рассматриваемых в суде. Решение по претензиям по меньшим суммам станет задачей решать финансового омбудсмена. Эту идею внесли в пакет поправок участников рынка к закону о финуполномоченном, документ уже направлен в ЦБ РФ. С установлением максимальной суммы, по мнению экспертов, дела омбудсмена будут сведены к разбору претензий бедных и малоимущих граждан. Начало массовых выплат фондами стартует после 2021 года — когда уже должен появиться «примиритель», ввиду крайней актуальности этого вопроса.

Дело в том, что АНПФ и НАПФ (обе СРО работают на рынке НПФ) направили письмо, адресованное руководителю службы ЦБ РФ по защите прав потребителей финуслуг Михаилу Мамуте. Письмо содержит ряд поправок к закону о финомбудсмене. Одна связана с тем, чтобы ограничить дела, рассматриваемые уполномоченным, в которых размер претензий клиентов к НПФ ограничен суммой менее 100 тыс. рублей. Кроме того, есть предложение о распространении его действий исключительно на физических лиц и введении стандарта правил деятельности. К слову сказать, сейчас идет обсуждение лимита по спорам с банками в пределах 1,4 млн рублей, равного максимальной сумме вклада, застрахованного государством.

По словам президента АНПФ Сергея Белякова, мы были ориентированы на сумму, равную среднему счету застрахованных лиц, сейчас она ограничена планкой менее 70 тыс. рублей, с капитализацией за счет инвестиционного дохода и задела для ее продолжения. Возможно, что в дальнейшем сумма будет скорректирована за счет коэффициентов. Но, как мы рассчитали, на большую часть претензий будет действовать институт омбудсмена, а это означает разгрузку судов и ускорение удовлетворения требований застрахованных лиц.

Законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» был внесен в Госдуму еще в 2014 году, но окончательного его принятия пока не было. Причина - возникшие споры. Возможно, после того, как этот механизм будет запущен, клиенты банков, страховых компаний, НПФ и прочих финорганизаций, если их права нарушатся, смогут обращаться к уполномоченному. Это ускорит и упростит решение мелких споров, не доводя их до суда.

По словам представителя пресс-службы Банка России, предложения ассоциаций НПФ получены и уже изучаются. А лимит споров для уполномоченного будет устанавливаться советом директоров ЦБ для оперативного реагирования на рыночную ситуацию. Этот подход применяют многие европейские страны. Как уверены в Банке России, идея разработки инструкции для работы финансовых омбудсменов «разумна и интересна» и возможно, что их будет устанавливать, например, совет омбудсмена.

По словам президента НАПФ Константина Угрюмова, в настоящее время споры граждан с НПФ, как правило, нематериальны и относятся к задержке выплат негосударственных пенсий или к задержке выплат правопреемникам. Претензии материального плана появляются в течение последних двух лет, когда люди лишались части инвестдохода, совершив неправомерный переход. Львиная доля претензий была решена в досудебном порядке через переговоры, включая выплату суммы инвестдохода и моральную компенсацию. Решение этих проблем должно проходить с изменениями в законодательстве.

Как оценил директор УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, к началу полномасштабных выплат фондами на счетах их клиентов уже скопятся суммы, превышающие 100 тыс. рублей, поэтому, возможно, поднятие этого порога.

Если на накопительных счетах граждан с 1953 по 1966 год рождения есть небольшие суммы (в пределах нескольких десятков тысяч рублей) и эти люди в большинстве своем скоро выйдут на пенсию, то граждане 1967 года рождения и младше располагают суммами в пределах от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, рост которых к 2021 году суммы в среднем составит 40%, получается, что с порогом в 100 тыс. рублей дела финомбудсмена ограничатся до категории бедных и малоимущих.

Как уверен эксперт, куда логичнее ограничение порога суммой до 300 тыс. рублей. Сегодня мало споры между гражданами и НПФ преимущественно заканчиваются «полюбовно», но количество спором может расти наряду с ростом количества выплат.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 35 АИЖК 4 акция 288 Аналитика 952 Антикризисный план 5 Аудиторы 7 Банкноты 9 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 217 банковский кризис 436 Банкоматы 12 Банкротство 91 Бизнес-кредиты 49 Благотворительность 31 Валюта 70 Вклады 264 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 80 Долг 46 Доллар 47 Евро 20 Знаменательная дата 8 Инвестиции 6 Интернет-Банк 40 Ипотека 196 Карта "Мир" 10 кипр 11 Ключевая ставка 7 Коллекторы 20 Конкурс 22 Конференция 15 Кредитные карты 131 Кризис 24 Криптовалюта 9 Круглый стол 5 Курс валют 115 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 6 Материнский капитал 4 Минфин 13 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 333 МФО 26 Налоги 13 Нефть 29 Новый закон 12 НПФ 9 Облигации 7 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 30 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 23 Потребительские кредиты 38 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 300 Рубль 174 Санация 6 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 28 Суд с банком 27 Фестиваль 6 ФНС 5 Форум 39 Хакеры 20 ЦБ 162 Центральный Банк 20 Штраф 4 Экономика 6 Юрлицам 8
Москва