О перспективах сотрудничества банков с компаниями МСБ

О перспективах сотрудничества банков с компаниями МСБ

Для столицы наиболее приоритетным направлениям деятельности компаний МСБ необходимо поддержать в самом прямом смысле и формы этой поддержки должны быть разнообразны - такова чуть выступления заместителя министра инвестиций и инноваций Московской области Надежды Карисаловой на практической межбанковской конференции «Стратегия работы с МСБ в банке – 2015», состоявшейся в Москве 28–29 октября.

По её словам, со стороны фонда поддержки сектора МСБ в Московском регионе и гарантии, и поручительства выдаются предпринимателям, кредиты которым одобрены банками, работающими с фондом. Этот инструментарий является платным, причем по поручительствам установлена единая ставка – всего 1,75% годовых, а по банковским гарантиям для малых и средних компаний, участвующих в системе госзаказа, ставка осенью текущего года уменьшилась до 0,75% годовых, и руководству банков следует понимать, что это нешуточный шаг в направлении удешевления ресурсов.

Отсутствие возможности совершать выплаты по банковским гарантиям при условии участия в государственном заказе практически нулевая, поэтому фонд обращается к банкам более серьезно и внимательно смотреть именно в этом направлении работы с МСБ. На сегодняшний день в программе участвуют 50 банков. Из них тройка лидирующих банков, находящихся в тесном партнерстве с фондов на протяжении многих лет не изменилась – это Промсвязьбанк, Банк Москвы и Сбербанк.

Если судить по отраслевому портфелю гарантийного фонда, то видно, что большинство компаний МСБ столичного региона работают в сфере торговли, согласно структуре имеющихся у них поручительств. По словам Карисаловой, и мы не можем не понимать, что государству следует оказывать помощь в большей степени не торговле, а производственным компаниям. Но чтобы было именно так производственным предприятиям нужно самим обращаться к нам, или чтобы их приводили банки. Но, тем не менее, ею было отмечено, что министерству удалось успешно реализовать прорывные проекты. Так, к примеру, внедрение электронных билетов на поезда РЖД стало возможным исключительно потому, что фонд предоставил поручительство, хотя в целом проект создания таких билетов со стороны выглядел своего рода стартапом, и фонд пытался найти банк, который бы, как говорится, вручную прокредитовал этот проект. Запущенно несколько проектов, связанных с производством лазеров в Зеленограде, гарантии в пользу которых выданы фондом.

По словам эксперта Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгения Лугачева, сегодня есть множество банковских продуктов, предназначенных к использованию именно МСБ. Банки могли бы начать перераспределение сил и сосредоточить свою работу на том, чтобы использовать специализированные продукты для этого бизнес-сектора. Наибольшая популярность сегодня в секторе МСБ принадлежит поручительствам, кредитным линиям и срочным кредитам. А спрос на овердрафты и лизинг гораздо меньший. Опросив банковских специалистов, работающих с компаниями МСБ, Лугачев пришел к выводу, что работа с классическими версиями продуктов ограничена тем, что субъекты МСБ вообще недостаточно информированы о продуктах, предлагаемых банками. Это не может не вызвать удивления, поскольку к информации о каждом продукте есть открыт доступ, можно воспользоваться сайтом того или иного банка или посетить офис, правда с позиции наглядности такой способ донесения информации для восприятия не совсем комфортен.

Еще один фактор неполной развитости продуктов для МСБ состоит в том, что существует теневой сектор экономики, который в большей степени развился именно в среде МСБ, в связи с чем в данном сегменте кредиты чаще всего оформляют не на юридические, а на физические лица. Кредит на конкретного человека, владеющего бизнесом, практикуются на всех местах, и оформляются в виде потребительских кредитов. Можно назвать и третий фактор, почему в сфере МСБ идет столь слабое развитие специализированных кредитных продуктов – МСБ, как правило, нуждаются в кредитовании оборотных средств, а банки предпочитают не выдавать денежные средства на покрытие «кассовых разрывов».

Однако, по словам Лугачева, нельзя не отметить на фоне снижения кредитования МСБ в банках отмечается и 20% рост спроса на ссуды, получаемые от микрофинансовых организаций. Это статистика по состоянию на 1 июля текущего года. Наблюдается и активный рост факторинга в секторе работы с компаниями МСБ.

Комиссионные продукты, которые могли бы предлагать банки сектору в МСБ, – это расчетно-кассовое обслуживание (РКО), зарплатные проекты, эквайринг и страхование.

При переводе клиента из сектора МСБ, которому банк просто выдает кредиты, на расчетно-кассовое обслуживание, у банка улучшилось бы понимание сути текущих операций клиента и реалий этого сегмента рынка в целом. Пользование эквайрингом и участие в зарплатных проектах привело бы к снижению рисков при кредитовании субъектов МСБ.

Присутствующими на заседании было высказано сожаление, что Банк 24.Ру лишился лицензии, так как именно эта организация была весьма креативна на разного рода придумки, становившиеся популярными среди МСБ. Причем, что характерно, благодаря этим придумкам, банк получал неплохие комиссионные доходы – к примеру, банк предоставлял услугу вызова бухгалтера на неделю или для того, чтобы он составил конкретный отчет, также существовала система поддержки компании в период проведения внешнеэкономических сделок. Кроме этого, в целом абонентская плата за такие услуги, характер которых не был постоянен, отличались дешевизной для малого бизнеса, нежели при выплате зарплаты бухгалтеру, зачисленному в штат на постоянной основе.

Банкам можно было бы свести к минимуму возможные риски работы с компаниями МСБ если бы они пользовались специализированными продуктами, не обязательно именно кредитными. Допустим, банки могли бы просвещать предпринимателей или оказывать им помощь при оформлении бухгалтерской отчетности, взимая за это определенную плату.

По мнению Лугачева, точки будущего роста в секторе МСБ могут быть связаны с производством машин и оборудования, оптовой торговлей продовольственными товарами и строительством.

А чтобы банки максимально понимали своих клиентов из сферы МСБ, существуют давно известные вещи - было бы неплохо, если бы банки получали данные об отчетности клиентов из налоговой инспекции, так как уйма времени у банков уходит на то, чтобы оценить надежность таких клиентов.

По словам Надежды Карисаловой, сотрудники отделений одного и того же банка очень разные, и не раз приходилось сталкиваться с тем, что из одного банковского отделения фонд активно получает заявки на гарантии по кредитам, а из другого - не приходит ничего, так как специалисты не ознакомлены со спецификой работы с МСБ. Выход прост – необходим четкий инструктаж каждого работника во фронт-офисе банка о том, как нужно себя вести с клиентами МСБ и какие продукты или услуги можно и следует предлагать.

По словам директора департамента корпоративного бизнеса банка «Ак Барс» Эдуарда Абдрахманова, в среднем в банках на долю комиссионного дохода от компаний МСБ приходится 15%. В будущем году мы будем иметь дело с рецессией, и комиссионный доход не будет расти, а если и будет, то его удастся достигнуть за счет конкуренции между банками в переманивании клиентов. Основная конкуренция развернется на рынке РКО, можно будет даже ожидать, что появятся предложения с нулевой платой за РКО, что вполне возможно в небольших банках регионального масштаба. Для того, чтобы банк мог успешно работать на рынке МСБ, он должен стать своего рода финансовым супермаркетом, который будет приходить на сектор МСБ при помощи РКО, потом предлагать клиентам воспользоваться депозитами, затем - кредитованием и проведением внешнеэкономических сделок.

При этом с этим мнением не согласились некоторые присутствовавшие на конференции. Они отметили, что зачастую банки начинают не с расчетно-кассового обслуживания, они начинают кредитовать клиента, и ни на что не жалуются, работая в такой последовательности.

По мнению Эдуарда Абдрахманова, есть все основания для введения в практику новых видов страхования для компаний МСБ, допустим, можно страховать ответственность перед третьим лицом, корпоративные и таможенные карты от мошенничеств, риски неисполнения контрактов. Этот комплекс предложений можно было бы активно доводить до внимания клиентов МСБ.

Кроме того, МСБ – это предприниматели, работающие с банками на планшетниках, поэтому было бы правильно совместить ДБО с платформами, на которых работают эти устройства, чтобы клиенты могли оставаться на связи с банком, где бы они не находились.

Начальник управления развития МСБ Инвестторгбанка Павел Бугаевский отметил, что в начале 2014 года банком была реализована выдача коробочных продуктов для компаний сектора МСБ – участников государственного заказа.

По словам директора по электронному бизнесу среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Ивана Паткина, банк работает с более 100 тыс. активных клиентов, приносящих банку весьма ощутимый доход, и из них 70 тысяч - активные пользователи Интернет-банка. При этом порядка 60% пользователей Интернет-банка - представители микробизнеса, порядка 70–75% - малого бизнеса и почти 90% - среднего.

В банках клиенты МСБ разбиты по временам года. Весенние месяцы - пора стартапов. И тут банковская стратегия сконцентрирована на том, чтобы привлечь клиентов при помощи электронных каналов связи, продуктов и небанковских услуг, того же консультирования. Период лета и осени приходится на относительно созревший бизнес, и эти клиенты уже активно притягиваются банками к финансовым продуктам. Попутно Паткин отметил, что в последние месяцы по причине требования «знай своего клиента» открытие счета онлайн в банках практически невозможно, это требует большого количества времени, ведь банк обязан провести проверку не только личности самого клиента, но и его документов. Например, клиентам МСБ можно получить онлайн номер счета в Промсвязьбанке, и этим счетом можно пользоваться до того, пока не будет открыт основной счет - это услуга по резервированию счета.

Паткин обратил внимание присутствующих и на снижение расходов по привлечению новых клиентов и том, что любому банку необходимо инвестировать финансы в развитие дистанционных каналов обслуживания. При помощи удаленных каналов можно увеличить кросс-продажи продуктов банка, снизить расходы на клиентское обслуживание, создать имидж банка-новатора в глазах потенциальных и действующих клиентов, увеличить скорость передачи информации и снизить затраты на неё.

Что может получить клиент, пользующийся электронными каналами доступа к своему счету? Получить банковскую услугу онлайн, контактировать с представителем банка в любое время, сэкономить время на операциях с банком, не посещая офис. К тому же все максимально доступно для понимания – нет необходимости что-то целенаправленно изучать, и это огромный плюс.

Москва