О пополнении рынка денежных переводов и мобильных платежей

О пополнении рынка денежных переводов и мобильных платежей

Если ориентироваться на оценки агентства Gartner, в прошлом году объем мирового рынка мобильных платежей вышел на сумму примерно 235 млрд. долларов, что на 44% превысило показатель предыдущего года. Предполагается, что к 2017 году объем этих платежей увеличится в три раза и достигнет показателя в 721 млрд. долларов.

На сегодняшний день все большая популярность относится к мобильным платежам с использованием приложений, специально установленных владельцами на телефоны или смартфоны. Увеличение объемов мобильных платежей привело к выходу на этот рынок новых игроков, что может вызвать неустойчивость позиций традиционных лидеров.

Банк на кончике пальца

На прошлой неделе Европейский совет по розничным платежам сообщил о том, что создаются две рабочие группы, которые будут изучать мобильные и "инновационные" способы оплаты в Евросоюзе. За год мобильные платежи стремительно набирают популярность и могут стать главным трендом этого года. И на этом рынке именно банки являются главными игроками. Как подсчитало американское исследовательское агентство Javelin Strategy & Research, в минувшем году пользователями услуг мобильных платежей и переводов стало 43% владельцев мобильных телефонов. По итогам нынешнего года показатель может продемонстрировать увеличение до 48%, а к 2018 году - до 63%.

Своего рода прорыв в освоении мобильного банкинга можно наблюдать в Великобритании – там за год количество транзакций при помощи мобильных приложений увеличилось в 2 раза. Мобильные платежи - самый быстрорастущий способ оплаты в Китае. По информации, предоставленной Народным банком Китая, за прошлый год объем рынка мобильного банкинга увеличился более чем в 3 раза в сравнении с 2012 годом. Сегодня порядка 35% клиентов банков Германии занимаются операциями со счетами с помощью мобильных устройств.

По словам эксперта по финансовым вопросам компании "Делойт" в СНГ Максима Любомудрова, в нашей стране ощутимое увеличение объемов мобильного банкинга в последнее время, главным образом, связан с тем, что разрослась степень проникновения смартфонов и происходит развитие и внедрение все новых и новых предложений со стороны банков, которые стремятся к снижению своих расходов на развитие затратной сети отделений и предпочитают, чтобы клиенты пользовались дистанционными каналами обслуживания.

Товарная мобилизация

Наряду с финансовыми институтами и компаниями, занимающимися выпуском кредитных карт, большая роль в расширении рынка отводится онлайн-торговле. Объемы онлайн-продаж по итогам прошлого года агентство eMarketer оценило примерно в 41 млрд. долларов. К 2017 году объем суммы покупок, которые были сделаны с использованием мобильных устройств, может превысить показатель в 100 млрд. долларов.

На этом рынке главный игрок – компания eBay, активно инвестирующая в мобильные технологии, а самое важное событие заключается в приобретении в 2002 году PayPal — популярнейшей в мире платежной системы, насчитывающей свыше 200 млн. пользователей. С мая пользователи платежной системы Google Wallet могут производить оплату приложений из Google Play с помощью аккаунта прямого конкурента — PayPal.

Сегодня рынок мобильных платежей продолжает свое расширение благодаря тому, что появляются новые игроки. Один из них - сеть кофеен Starbucks, в 2011 году осуществившая запуск своей мобильной платежной системы. Число её пользователей превышает 10 млн. жителей США, еженедельно выполняющих 5 млн. транзакций. По оценкам агентства BI Intelligence, в 2013 году выручка от мобильных платежей составила почти 1 млрд. долларов, что стимулировало к внедрению мобильных систем оплаты и других ритейлеров, в том числе и британского Tesco и французского Auchan. В апреле своя система денежных переводов появилась и у Wal-Mart.

Технологичный платеж

Число участников гонки на рынке мобильных платежей пополнилось и такими высокотехнологичными компаниями, как Apple и Facebook. В начале этого года появились неофициальные сведения о намерении Apple создать свою платежную систему. Работа сервиса будет основана на базе уже существующих аккаунтов iTunes и упростит процесс покупок с помощью iPhone и iPad. Своя платежная система для покупок и денежных переводов планируется и Facebook. По информации американских средств массовой информации, услугой смогут пользоваться и клиенты, проживающие в Европе. В настоящее время социальная сеть ждет, что ирландский Центробанк одобрит запуск этого сервиса. По мнению Любомудрова, банковский розничный бизнес в скором времени будет испытывать серьезное давление со стороны нетрадиционных конкурентов.

В России

Банки уже ощутили на себе активное проникновение мобильных устройств. Как следует из исследования рынка систем ДБО, проведенного компанией C-news, системы ДБО населения пользуются спросом в 85% банках, входящих в топ-100. Больше всего распространена система типа "интернет-банк", используемая в 83% банках. При этом у большинства интернет-банков уже есть мобильная версия для iOS и Android, меньше — для Windows Mobile, и нельзя не отметить рост популярности мобильного банкинга. Председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов оценил, что в настоящее время примерно 15-20% всей активной клиентской базы отечественных банков используют мобильный банк.

Пользуясь мобильным банком возможно открытие и пополнение вкладов, погашение кредитов, перевод денег с одного счета на другой и с одной карты на другую. Постоянно увеличивается количество контрагентов, в пользу которых возможно отправление платежей на льготных условиях (к примеру, оплата мобильной связи, интернета). Вместе с тем, банки активно сотрудничают с сотовыми операторами по части развития мобильной коммерции, когда клиент осуществляет оплату той или иной услуги непосредственно с баланса своего телефона. В соответствии с законом, без участия банков эта процедура невозможна. Потому рынок пополняется так называемыми пограничными банковско-телекоммуникационными проектами, вроде - RuRu (от Альфа-банка и "Вымпелкома") или Mobiденьги (от банка "Таврический"), которые, как и приложения мобильных банков, доступны для скачивания на телефоны и совершения покупок, переводов и платежей, списания средств не только с баланса телефона, но и с карточного счета. По мнению Виктора Достова, в России в прошлом году объем рынка мобильной коммерции достиг отметки в 80 млрд рублей, продемонстрировав увеличение за год на 35%.

Москва