Перспективы онлайн-ритейла

Перспективы онлайн-ритейла
16 марта   Аналитика

По мнению главы АКИТ Алексея Федорова, исследовавшего отечественный рынок e-commerce, налицо перспектива вымирания российской интернет-торговли. Впрочем, банки, будучи непосредственными участниками онлайн-торговли, настроены не столь пессимистично. Они говорят о ежегодном приросте рынка в границах 30%, дают оценки возможности выдавать POS-кредиты в интернет-магазинах и советуют онлайн-ритейлерам подумать о повышении уровня клиентского сервиса.

В прошлом году на долю e-commerce пришлось примерно 4% от общего объема отечественного ритейла. В течение 2015 года произошел 17%-й спад количества покупок в отечественных интернет-магазинах. Наряду с этим, 90% посылок в Россию отправлено из Поднебесной. Если ознакомиться с затратами покупателей, то доля покупок в онлайн-магазинах составляет 49%, в магазинах стран еврозоны — 25%, Америки — 13%. Эти данные приведены в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отечественного рынка e-commerce за 2015 год.

Как считает Алексей Федоров, ни один интернет-магазин России на протяжении нескольких лет и до сих пор не в состоянии одолеть планку 800 тыс. посетителей ежедневно: как указано в исследовании, лидерство уверенно держится за одной из крупнейших торговых площадок Китая Aliexpress.com — 3,6 млн человек. Но это не все - на Aliexpress 42% посетителей осправляют выбранные товары в корзину. К нашему стыду за российский интернет-ритейл, это свидетельство того, что их работа более эффективна. Большинство россиян совершают первую покупку по карте именно на Aliexpress. и получается, что Aliexpress - это точка входа для наших новых покупателей-россиян. Их первый prepaid происходит именно там, после чего страх уходит. Aliexpress и eBay проделана огромная работа, чтобы интернет-покупки в России пользовались популярностью.

К сожалению, на сегодняшнем этапе российская онлайн-торговля оказалась в «униженном» положении, чего не скажешь о зарубежных интернет-магазинах.

Но потенциал у отечественной интернет-торговли обнадеживает. Например, в ассоциации полагают, что по прошествии нескольких лет мы увидим рост рынка e-commerce в 3-5 раз. Сегодня в России у около 68% домохозяйств есть доступ в интернет, и пространство для роста есть. По предположениям главы АКИТ, как минимум 40%-й рост интернет-продаж можно обеспечить, распространив широкополосной доступ в Сеть. Российский онлайн-ритейл нуждается и в изменении некоторых норм закона, в частности, можно снизить порог беспошлинной торговли, приблизив его к общеевропейскому уровню и сделать так, чтобы ведущие иностранные интернет-игроки стали налоговыми агентами на российской территории — чтобы они платили НДС на нашей территории.

Судя по опросу российских банков, в большей степени активные на рынке интернет-торговли банки предпочитают сотрудничать с лидерами рынка, разумеется, главным образом — с международными. К слову сказать, у банка «Тинькофф» запущены кобренд-карты с 4-мя (Aliexpress, eBay, Lamoda и Svyaznoy) из топ-10 торговых площадок, которые представлены в исследовании АКИТ. По словам директора по коммуникациям банка Дарьи Ермолиной, в этом сегменте отмечена высокая транзакционная активность клиентов. Нельзя не сказать и об эффективности совместных программ: клиенты привыкают к комфортному сервису и получают вознаграждения за покупки, а это отличная мотивация к совершению в перспективе все большего количества покупок именно на этом интернет-ресурсе.

Банк «Хоум кредит», активно работающий в POS-кредитовании, видит много перспектив на рынке e-commerce. Сегодня розничным банкам приходится работать в экономически сложной ситуации, из-за того. что снизились объемы бизнеса и давления на финансовые результаты, необходимо тщательно управлять издержками. В таких условиях фокус банковских бизнес-моделей смещается в сторону онлайна, и это выглядит вполне логично, так как становится возможным при относительно небольших затратах завоевание новых горизонтов.

По словам представителя пресс-службы банка «Хоум кредит», пока рынка POS-кредитования в интернет-магазинах практически нет. Кредиты отличаются дороговизной, процессы -неудобством. Клиентов обязывают заполнять онлайн-заявки с огромным - до 60-ти - количеством полей. Или диктовать по телефону много данных представителям банковских колл-центров. Не удивительно, что такие услуги не популярны у клиентов.

ВТБ24, являющийся одним из крупнейших российских интернет-эквайеров, выступил против некоторых результатов исследования. По словам заместителя директора департамента розничного бизнеса Алексея Киричека, какое-то время назад, когда курс валюты не был столь высок, трансграничной торговле была отведена большая роль в интернет-продажах. Сегодня произошел серьезный спад оборота в валюте, в рублях - нет значимого роста, клиентов отпугивают покупки в условиях высоких курсов. Такую тенденцию мы наблюдаем не первый год. Но, по словам Киричека, банк отмечает гармоничный 25–30%-й ежегодный рост внутри своей базы плюс привлекаются новые клиенты. Эти цифры относятся ко всему российскому рынку интернет-торговли.

По словам представителей банков-лидеров рынка POS-кредитования, граждане, оставшиеся на праздничный период дома, активно брали кредиты на покупку электроники и бытовой техники. Финансовые институты обрадовал рост продаж, и они надеются на продолжение положительной динамики и в этом году. Как считают некоторые, на POS-кредитование практически не влияют макроэкономические факторы, и если не будет никаких шоков, то можно ожидать 5-15%-го роста этого рынка.

Представители Альфа-Банка также заявили о 33%-м росте в 2015 году рынка e-commerce (причем говорится про отечественные интернет-магазины, где к оплате принимают карты). По словам руководителя управления развития продуктов электронной коммерции Елены Бочаровой, главная проблема e-commerce заключается в уровне сервиса в точках контакта с клиентами, а в него множество магазинов особенно и не вкладываются, а зря. В итоге магазины, поставившие во главу угла клиента и уровень сервиса - не наличие скидок или ценовых предложений, а именно уровень удовлетворенности клиента в точке контакта — в долгосрочной перспективе окажутся в выигрыше.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 580 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 256 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 19 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва