Почему банки не хотят предоставлять кредиты клиентам Альфа-банка

Почему банки не хотят предоставлять кредиты клиентам Альфа-банка

В некоторых банках, проанализировав кредитный риск заемщика, начинают с большим вниманием относиться к тому, есть ли у него кредиты в Альфа-банке, который жестко подходит к проблемным задолженностям.

По словам директора департамента одного из банков, если Альфа-банк в своё время предоставил кредит клиенту, то банк видит в этом факте повышенный риск и начинает с повышенным вниманием оценивать финансовое положение такого человека. Особый подход к рискам сохраняется даже в том случае, когда "Альфа" выступает в качестве миноритарного кредитора. По словам члена правления другого банка, если клиент большую часть кредитов получил от Альфа-банка, то мы вообще воздерживаемся от его кредитования в связи с высокими рисками - такая тактика была выбрана банком после кризисного периода 2008-2009 годов.

Как раз в то время Альфа-Банк занял жесткую позицию: ряд компаний оказались не готовыми к кризису, ставшему первым после многолетнего роста, у них появились проблемы в обслуживании кредитов или довнесению обеспечения по ним. "Альфа-Банк" с большей решительностью добивался того, чтобы все средства были ему возвращены.

По словам члена совета директоров банка, входящего в топ-30, действия Альфа-банка жестки и в судебных делах, и делах, связанных с банкротствами, прийти к договоренности с ним практически невозможно. Если Альфа-банк является мажоритарным кредитором, то вступать с ним в тяжбу практически бессмысленно.

Случается, что заемщик сталкивается с проблемами и, чтобы выжить, ему требуется реструктуризация и, к примеру, каникулы по процентам. Главное, не лишать его оборотных средств, но зачастую ответная реакция Альфа-банка на просьбы заемщиков договориться сводится к тому, чтобы каждый из заемщиков рассчитался с ним, потом уже договорился с другими.

По словам одного из сотрудников банка, входящего в топ-10, факт присутствия "Альфа-Банка" среди кредиторов, если говорить о проблемных заемщиках не так и плох. Это означает, что развитие событий будет энергичным, суды и последующие банкротства закончатся оперативно, и активы никуда не денутся. В каких-то банках не выделяют "Альфу" в отдельный риск, а в каких-то это присутствует в риск-модели. Тем не менее, "Альфа-Банк", говоря простым языком, предпочитает до конца отстаивать свои интересы и существует много примеров, когда этот банк проводил реструктуризацию. Просто нужно работать с теми заемщиками, которым не грозит дефолтное поведение.

По словам представителя Альфа-банка, мы стараемся придерживаться стратегии переговоров с проблемными заемщиками, чтобы урегулировать ситуацию с просрочкой. Если клиент, столкнувшийся со сложностями в выплате кредита, вступает в сотрудничество с банком и в состоянии предложить реальный план по выводу своего бизнеса из проблемного состояния и этот план действительно способствует ему в выходе в ближайшее время на прибыль, а, следовательно, человек рассчитается по кредиту, то Альфа-банк идет навстречу должнику и дает ему время для восстановления бизнеса. Если эта стратегия оказывается безрезультативной, и задолженность не погашается в те сроки, которые устраивают банк, то он подает обращение в суд или становится инициатором банкротства должника. Альфа-банк находится в сотрудничестве с другими банками по вопросам, связанным с реструктуризацией задолженностей, он - участник общих собраний кредиторов.

По мнению бывшего заместителя председателя Альфа-Банка, ныне - председателя совета директоров Proxima Capital Group Владимира Татарчука, вокруг этого банка множество мифов, конечно, она занял очень жесткую позицию по отношению к проблемным долгам, но при том её отличает 100%-я рациональность. Банк может быть участником синдикации и достигать определенных договоренностей с другими кредиторами, заниматься реструктурированием кредитов и финансово поддерживать клиентов, оказавшихся в затруднительном положении, продолжает Татарчук. А опасения, не скрываемые банками и клиентами, нередко они же и преувеличивают.

Но нельзя не привести пример того, каким несговорчивым может быть Альфа-банк.

В 2014 году банк стал причиной нервотрепки попавшего и без того в тяжелую ситуацию "Мечела". В марте прошлого года прошла встреча в правительстве представителей "Мечела" с его кредиторами, во время которой Альфа-банк обратился к компании с требованием о возврате кредита в недельный срок. Деньги были привлечены "Мечелом" у Альфа-банка в августе 2013 года для открытия долгосрочной возобновляемой кредитной линии (о размере которой ничего не сообщалось). Она должна была быть погашена в июне - июле. Тогда, поКризис словам представителя Альфа-банка, "Мечелом" были нарушены ковенанты по кредиту, что и стало причиной требования немедленного возврата денег. Позже, по словам источников, близких к "Мечелу", компании в конце 2013 года удалось прийти к договоренности о ковенантных каникулах со всеми банками, предоставившими ей кредиты, кроме Альфа-банка. Но если бы "Мечелу" не удалось расплатиться с кредитором, возникла бы ситуация кросс-дефолта и по остальным, имевшимся у неё обязательствам.

Являющаяся третьей в нашей стране по численности пассажиров авиакомпания "Ютэйр", в настоящее время попала в сложное финансовое положение и приступила к переговорам о возможности реструктуризировать долг: одним из крупных кредиторов числится и Альфа-банк. Если ознакомиться с материалами к плану реструктуризации, то объем остатка ссудной задолженности перед Альфа-банком у компании "Ютэйр" по состоянию на начало февраля равен 41 млн долларов и 93 млн рублей. Из всех кредиторов с большей активностью занимается взысканием долгов Альфа-банк, уже подавший десять исков к авиаперевозчику, которые становятся основанием для регулярных арестов имущества компании приставами. А на прошлой неделе судом был принят иск о том, что Альфа-банк вступает в дело по банкротству этой авиакомпании.

По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, при сегодняшней стоимости билетов на авиарейсы, выход на прибыль невозможен. В связи с этим первоочередная задача авиаиндустрии — повысить доходную ставку для обслуживания долга. В нынешних условиях, по мнению эксперта, это возможно сделать, только пересмотрев тарифную сетку и сократив объемы предложения, в особенности на низкорентабельных маршрутах.

Чтобы реструктуризировать долг, авиакомпания надеется, что ей будут предоставлены государственные гарантии по кредит - эта возможность была озвучена ранее вице-премьером Аркадием Дворковичем. По словам заместителя министра транспорта Валерия Окулова, если не все кредиторы авиакомпании согласны с реструктуризацией её долга, это не может стать ощутимым препятствием для принятия решения о выдаче государственных гарантий. Как сообщили источники, пока, если говорить о крупных кредиторах, договоренность не достигнута как раз с Альфа-банком. И сегодня банк даже не занесен в списки кредиторов, от которых требуется подписание соглашения о реструктуризации долга, - хоть эта мера и носит чисто технический характер.

Стоит напомнить, что авиакомпания «ЮТэйр», попав в тяжелую ситуацию, обратилась к правительству с просьбой о помощи – ей было необходимо достичь договоренностей с банками, предоставившими ей кредиты. Объем долга авиакомпании исчисляется 63 млрд рублей. А один из главных барьеров для стабилизации финансового положения стала позиция, занимаемая Альфа-банком, по иску которого в январе было арестованы её вертолеты в количестве шести штук.

Генеральным директором группы «ЮТэйр» Андреем Мартиросовым было подано обращение в правительство с просьбой о поддержке в переговорах с кредиторами. К 20-м числам января ожидалось, что вопрос проработают на уровне вице-премьера Аркадия Дворковича. Но пока переговоры безуспешны.

Москва