POS-кредитование выходит в хедлайнеры рынка потребительских кредитов

POS-кредитование выходит в хедлайнеры рынка потребительских кредитов

По наблюдениям банкиров, сегмент POS-кредитования в последнее время находится под управлением новых трендов. Например, POS-заемщики в нем относятся к более «качественным», нежели те, кто кредитуется через офисную сеть. Те, кто раньше жил, как говорится, на свои деньги, сегодня берут товары в кредит. А дорогие гаджеты, еще недавно считавшиеся наиболее подверженным риску POS-товаром, чаще продаются в рассрочку, и кредиторы меньше опасаются за них.

По словам заместителя председателя правления ОТП Банка Сергея Капустина, качество заемщиков, обращающихся к нам за кредитами в торговых точках заметно улучшилось. Ряд других банкиров обратили внимание на то, что качество заемщиков-новичков, в первый раз пришедших за кредитом в торговую точку, выше, в сравнении с теми, кто обратился в офис.

По словам заместителя председателя правления Хоум Кредит Банка Александра Антоненко, всегда было видно, что те, кто берет POS-кредиты - менее рискованные, чем те, кто предпочел взять кредит наличными. Разговор в данном случае о заемщиках, обратившихся к нам в первый раз. Что характерно, по этим новым клиентам, посетителям офисов, риски показывают сильное ухудшение в последние 2,5 года. И тому есть простые объяснения. «Пос» является продуктом, который помогает мечтам сбываться. И предоставляя клиентам POS-кредиты, мы не даем ему денег как таковых, они просто перечисляются на купленные ими в кредит желаемые товары поставщику, а клиент остается с товаром. А кредит наличными – это выдача заемщику денег на руки с последующей тратой этих денег на своё усмотрение. В первой ситуации получение кредита целесообразно. Вместе с тем, средний объем POS-кредита - 25 тыс. рублей, в то время как объем кредита наличными часто превышает 100 тыс. рублей. В итоге, PTI (pay to income) разнится, и кредитная нагрузка на клиентов тоже различная – обслуживание «pos» проще.

Русфинанс Банк предпочитает специализироваться на потребительском кредитовании в точках продаж (магазины и автодилеры). Русфинанс Банк не занимается оформлением  кредитов наличными для новых клиентов. Кредиты наличными доступны к оформлению в отделениях или в точках продаж только тем клиентам, которые выплатили кредит на товар, не допустив при этом просрочек.

По мнению директора департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка Александра Воронина, впору говорить о несколько иных тенденциях.

Произошли существенные изменения профиля клиентов по POS-кредитам, но вряд ли уместно говорить о его улучшении. По информации, приходящей из кредитных бюро, уровень закредитованности населения и просрочки по ранее оформленным кредитам продолжает расти. Увеличивается и доля клиентов, чья кредитная история запятнана, но которые, тем не менее, заинтересованы в получении нового кредита. Но приятно говорить о том, что снижение ставок по POS-кредитам в текущем году стало привлекать гораздо больше хороших заемщиков, оформляющих кредит на покупки, чтобы зафиксировать цену, опасаясь возможного её роста из-за неустойчивого рубля. В большей степени это можно было заметить в декабре 2014 года и в августе текущего.

Как оценивает Воронин, в 2015 году POS-кредитов предоставят на 250 млрд рублей, что на 30% меньше показателя прошлого года. И здесь сказывается влияние высоких ставок в начале года и общий – из года в год – 10-20%-й спад продаж в торговых сетях.

Однако, по мере того, как снижалась ключевая ставка и следом в банках снижались ставки по кредитам, оживлялся рынок POS-кредитования. В 2016 году, если рынок не столкнется с новыми шоками, можно ожидать, что по объемам он не уступит показателю этого года.

Александр Антоненко, представляющий Хоум Кредит Банк, тоже говорит о постепенном восстановлении рынка POS-кредитования.

По его словам 2015 год начался определенного снижения объема POS-кредитования – банк вышел на -40% year-to-year, потом на -15%. На протяжении последних трех месяцев мы идем с трендом +15% к 2014 году. Для людей стало очевидно существование новой реальности в жизни, относительная стабильность курса валют, к тому же условия кредитования позволяют сделать крупную покупку, а не копить на нее, более того, лучше купить сегодня, так как завтра товар может вырасти в цене.

Вместе с тем, в Хоум Кредит Банке говорят о тренде, по которому граждане, прежде избегавшие потребительских кредитов, теперь часто ими пользуются.

По словам Антоненко, прежде этим людям хватало наличных, чтобы купить все необходимое, то теперь им, наоборот, не хватает свободных средств. Наибольший рост POS-кредитования с начала кризиса зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге. И если раньше POS-кредитование в розничном обороте в них составляло 10–17%, теперь уровень достиг 15–25%.

Участники рынка говорят о том, что еще недавно бывшие схемы работы и «привычки» на рынке POS-кредитования начинают исчезать. Если прежде к самым безопасным сферам POS-кредитования относили мебель, то сегодня все изменилось. Меньше всего рисков было в POS-сегментах «мебель» и «одежда» (например, шубы). Правда, сегодня местами и мебель «дефолтит», но не везде, а только у малых партнеров, но это не клиентский дефолт, а дефолт самой компании. На малом бизнесе отражается много чего, что и влияет на кредитные риски. Во многих компаниях торговый оборот поддерживало псевдокредитование, банки были введены в заблуждение, а это, по сути, называется обычным воровством. У нас товар выдается по факту сделки продажи, а маленькие магазины могут заниматься такой продажей виртуально, не по-настоящему, но кредиты при этом проводить как реальные, продавая одну кровать до бесконечности. Поэтому пришлось задуматься о проработке и внедрении жестких мер по контролю и пресечению столь нечестной деятельности.

Как полагает Александр Воронин (Русфинанс Банк), в текущем году наивысший рост продаж покупок в кредит наблюдается на цифровую технику (ноутбуки, смартфоны, планшеты. Судя по всему, если раньше уровень благосостояния людей определялся маркой авто, то сегодня теперь наши клиенты хотят иметь новую модель цифровой техники.

В Хоум Кредит Банке на размер средней ставки по POS-кредиту влияет количество акций, проводимых банком в настоящее время. Во время проведения акции ставка, как правило, менее 30% годовых.

По словам Александра Воронина, сегодня ставки на рынке POS-кредитования в среднем равны 30–35%. Но можно сказать о предпосылках для их понижения, в частности, этому способствуют набирающие популярность программы рассрочки – изначально ставки по ним ниже.

Как считает руководитель сектора аналитики кредитных продуктов портала Банки.ру Елена Сударикова, за год размер ставок по POS-кредитам изменился несущественно, особенно в сравнении со ставками по другим кредитным продуктам.

Заметно снижение стоимости кредитов на мобильные телефоны, эти кредиты с самого начала относились к самым дорогим, и год назад их выдавали под 70–80% годовых. Сегодня кредит на смартфон предоставляется под 50–55% годовых, выше ставка по этому виду продукта невозможна, это запрещено ограничительными мерами Банка России, вступившими в действие с 1 июля 2015 года. По другим категориям товаров условия программ не претерпели существенных изменений.

По словам Судариковой, по-прежнему в линейках банковских продуктов есть множество предложений «без переплаты», называемых сотрудниками торгово-сервисных компаний рассрочками. Суть продукта в том, что магазин предоставляет покупателям, приобретающим что-то в кредит, скидку, равную сумме переплаты по кредиту. Проще говоря, для покупателя товар не будет стоить дороже, даже с процентами по кредиту.

Несмотря на новизну на рынке POS-кредитования, рано говорить о том, что он здоров. Более того, в сентябре директор департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергей Моисеев говорил о фактической «смерти» POS-кредитования в нашей стране, с чем не согласились многие финансисты. По мнению президента – председателя правления ВТБ 24 Михаила Задорнова, довольно скептически относящемуся к текущему состоянию этого сегмента кредитования, сегодня граждане не особо активно уделяют внимание POS-кредитованию. Нет никаких существенных изменений в товарообороте в торговых центрах, которые мы в кредитуем или держим в виде залоговых объектов. Но в целом, от POS-кредитования есть помощь, хоть и не очень активная росту потребительского кредитования.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 580 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 256 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 19 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва