Психологи советуют жителям России какое-то время не пользоваться кредитками

Психологи советуют жителям России какое-то время не пользоваться кредитками

Россияне в панике скупают все, что попадается под руку, в страхе перед возможностью выпасть из зоны психологического комфорта. По мнению психологов, траты нужно совершать только на трезвую голову, после предварительного обдумывания необходимости приобретения той или иной вещи, и составив план покупок.

Ввиду проблемного положения отечественной экономики россияне стали чаще приобретать товары, не нужные им. В связи с паникой на потребительском рынке, психологи советуют не поддаваться ажиотажному настрою и не скупать импортные товары по «старым» ценам — одежду, алкоголь, автомобили, лекарства, бытовую технику, парфюмерию и прочее. По мнению опрошенных специалистов, в большей степени подвержены потребительским приступам люди с неустойчивой психикой, пожилые люди, лица, имеющие невысокие доходы, а также молодежь, не обладающая опытом планирования бюджета семьи. Но для подавляющего большинства ажиотажный шопинг стал одним из способов преодолеть страх перед мыслью, что вскоре придется на многом экономить, а массовый характер скупки хлама врачи объясняют тем, что россияне психологически незрелы. Одной из мер по профилактике импульсных покупок и дополнительных проблем, по мнению психологов, может стать временный отказ от пользования кредиток.

По мнению психолога Алексея Захарова, подверженность россиян к излишним тратам в кризис объясняет повышенный эмоциональный фон — напряжение, вызванное длительным периодом беспокойства, событиями на Украине, запуском санкций и нестабильностью национальной валюты. Люди понимают, что попали в предкритическую ситуацию, и поэтому воспринимают мир преимущественно бессознательно - с позиции включенных на полную мощность чувств и эмоций, гасящих разум. И чтобы избавиться от тревожного состояния, люди пользуются эмоциональными стимуляторами — но алкоголь и другие методы ухудшают ситуацию.

По словам Захарова, упав на самое дно эмоционального уровня, человек начинает беспокоиться за свою жизнь и за то, что может его ждать в будущем. Человек понимает, что теряет не деньги, а возможность нормально, достойно жить. А продавцы подстраиваются под его чувства, манипулируют сознанием. Зная, что позже товар уже не будет продаваться со скидкой, вас накрывает страх, а не рациональные эмоции. Собираясь в магазин, нужно подготовить себя к стороннему манипулированию вашим сознанием. Вспомните, что и реклама зачастую воздействует на людей на подсознательном уровне, включая инстинкты и организм человека для того, чтобы он обратил внимание на какой-то товар.

По мнению психотерапевта Андрея Бабина, руководителя Центра психотерапии и психологического сопровождения доктора Бабина, ненужные приобретения совершаются под прессом страха перед возможным будущим дискомфортом в жизни. В нашей стране люди, по сути, не имеют никакой защиты ни в социальном плане, ни в финансовом, ни в политическом. И понятно, что такая обстановка способна породить чувство тревоги в огромных масштабах. Сегодня люди живут, будто завтра последний день жизни, и они пытаются его отодвинуть. К тому же россияне незрелы с психологической точки зрения, поэтому крайне неустойчивы к стрессам и импульсивны. При навязчивой реклама и подогреваемом СМИ ажиотаже вокруг цен они воспринимают реальность в искаженном виде. При том, что столкновение с ней, в особенности с нашей, российской, требует зрелости, можно даже сказать, определенной взрослости. Поведение зрелых людей относительно спокойное. Стоит учесть, что большая часть населения за последние годы привыкла к неадекватно сладкой жизни, которая была возможна благодаря высоким ценам на нефть. А сейчас цена упала и жизнь резко изменилась. И понятно, что выдержать тревогу, ставшую порождением новой реальности, не представляется возможным. Сегодняшняя реальность — это возможность лишений, потеря комфорта, утрата защищенности. Но больше всего проблем для человека несет встреча с той реальностью, которая живет внутри. Дело в том, что люди не умеют функционировать автономно — самостоятельное решение проблем для них почти невозможно. Поэтому они пробуют заняться чем угодно, чтобы преодолеть тревогу, а шопинг многим из них помогает успокоиться.

По словам Андрея Онучина, старшего научного сотрудника кафедры социальной психологии МГУ, по модели, которую предлагает израильско-американский психолог Даниэль Канеман, при покупках товара включаются два типа мышления. При «медленном» мышлении мы решаем задачу или выбираем товар. Человек может ошибочно думать, что в этот момент он все контролирует. Но наряду с «медленным» работает «быстрое» мышление, способное активизироваться в любую секунду — и решения будут чисто автоматическими и неосознанными. При этом, как уверен Онучин, большая часть людей очень эмоционально переживают потери, нежели приобретения — это переживание способно вызвать нерациональность в поведении и «быстрое» мышление. Для преодоления потерянного, человек поступает неадекватно.

Онучин рекомендовал во избежание покупки ненужных вещей ввести людям свои собственные (внутренние) ограничения на использование кредиток и не имея заранее подготовленный четкий план покупок не идти в магазин.

Впрочем, можно отложить покупку на поздний срок, пережить хотя бы ночь неодолимое желание купить хоть что-то. У нас сейчас не военное положение, не коллапсирующая инфляция, когда зарплата выдается дважды в день. Конечно, риск подорожания присутствует, но человеку, настроенному на покупки, не нужно покупать здесь и сейчас. Спонтанно покупающий должен сам остановить себя и прийти за товаром, допустим, завтра, уже понимая, что именно ему нужно по силам ли ему это финансово.

Мы уже писали о сокращении темпов роста рынка кредитных карт, ставших атрибутом и барометром потребительской культуры — до наименьшего показателя с 2010 года. В нашей стране рынок кредитных карт в период 2010–2013 гг. увеличивался ежегодно в 1,5–2 раза, но уже в марте этого года было зафиксировано понижение темпов до 20–25%. При этом очень быстро увеличивается показатель просрочки в этом сегменте. Например, год назад средний неплательщик отказывался от обслуживания кредитной карты спустя 2 года, а сегодня— ему хватает и года.

По словам сотрудника центра психологической помощи «Просвет» Татьяны Волковой, существует один немаловажный нюанс, когда имеют место финансовые кризисы и деньги начинают быстро заканчиваться, — очень важно не опуститься до «мышления бедного человека» - когда люди откладывают буквально каждую копейку и отказывают себе в элементарном. Трата денег как способ получения положительных эмоций всегда актуальна. Но впоследствии это может привести к глубокой депрессии, из которой человек может не выкарабкаться. Как следствие — новые траты на чисто эмоциональном, на уровне срыва уровне. Даже если деньги подходят к концу, нужно найти источник положительных эмоций, в том числе тех, что можно получить за деньги, — новая одежда, посиделки с друзьями в кафе и прочие. Можно начать активные занятия спортом. Это самый дешевый и эффективный вариант поднять себе настроение и избавиться от негатива, накопившегося внутри.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 578 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 255 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 18 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва