Решение Минпромторга о возобновлении льготного автокредитования

Решение Минпромторга о возобновлении льготного автокредитования
4 марта 2015   Автокредиты

Минпромторгом России было принято решение возобновить программу субсидирования автокредитов, чтобы стимулировать спрос на новые автомобили. В прошлом году эта инициатива была выдвинута Ассоциацией российских автомобильных дилеров (РОАД), ставшей участницей подготовки соответствующего постановления.

После запуска этого рычага поддержки спроса правительство запланировало введение в тестовом режиме программы льготного автолизинга для бизнесменов и граждан. В январе Денисом Мантуровым, являющимся главой Минпромторга было заявлено о том, что возобновление льготного кредитования не представляется целесообразным, министерство могла реализовать эту меру только в том случае, если бы произошел резкий спад продаж и забуксовала бы программа утилизации старых машин.

По словам президента РОАД Владимира Моженкова, на прошлой неделе состоялась наша встреча в Минпромторге с главой этого ведомства. Впервые за 20 лет мнение нас, как дилеров, было услышано правительством. Министр проявил интерес к нашим предложениям, направленным на поддержку автомобильного бизнеса (субсидирование автокредитов и автолизинга). С его стороны поступило предложение о создании рабочей группы. В течение этой недели станет известно о том, что льготное автокредитование снова запущено в действие.

На официальном уровне Минпромторг косвенно подтвердил эту информацию, сославшись на нюансы, присущие межведомственному согласованию.

По словам представителя пресс-службы министерства, на данном этапе Минпромторг с Министерством финансов и российским правительством проводит серию консультаций по запуску мер, направленных на поддержку автопромышленности в текущем году, среди прочих обсуждая вопросы по финансовому обеспечению и основным параметрам мер, связанных с продлением программы обновления парка, льготным автокредитованием для физлиц, льготным лизингом автотранспорта для физлиц, юрлиц и ИП, государственными закупками автотранспорта, в котором нуждаются федеральные органы исполнительной власти и муниципальные образования. Сроки реализации всех этих программ в 2015 году определятся по итогам проведенных консультаций.

Моженков уверен, что в первую очередь правительство приступит к возобновлению программы льготного автокредитования, потому что отработка этого финансового механизма уже состоялась в период с 2009 по 2011 год и в 2013 году. Правда, тогда продавцы автотранспорта были ограничены его ассортиментом, был составлен конкретный список моделей. Сегодня же, по мнению дилеров, максимальная планка цены на автомобиль должна составлять порядка 1,2–1,25 млн рублей. Если говорить об ассортименте, то дилеры не будут противиться, если этим займется министерство.

Сейчас пока ничего не известно о хотя бы приблизительном объеме финансирования. В 2013 году осуществилась выдача 225 тыс. льготных автокредитов, затраты правительства на низ составили 5,4 млрд рублей (компенсации банкам-участникам программы). По словам Моженкова, по предварительным оценкам Минпромторга, в течение этого года нужно продать 200 тыс. автомобилей по линии субсидируемого автокредитования и 10 тыс. машин по льготному автолизингу. Сравнительное небольшое число льготного автолизинга можно объяснить тем, что автолизинг в нашей стране пока малоизвестен и непопулярен среди физических лиц, в то время как на Западе он помогает в реализации до трети всего нового автотранспорта. Минпромторг станет в какой-то степени популяризировать этот финансовый инструмент. При автолизинге компенсации правительства, будут предоставлены непосредственно дилерам и их партнерским структурам, организующим лизинг.

Если говорить о сроках запуска в действие программы льготного кредитования, то это может произойти уже в марте-апреле.

Сегодня, в частности, и по причине увеличения Центробанком в декабре прошлого года ключевой ставки до 17% (30 января её снизили до 15%) ставки в банках по автокредитам находятся на уровне 20–40%. Если обратиться к прошлым программам льготного кредитования, то по ним предполагалось субсидирование 2/3 ставки рефинансирования. Но в этот раз, по всей видимости, правительство откажется от субсидирования ставки рефинансирования: как только начались валютные колебания, этот инструмент перестал влиять на ставки по кредитам. Сейчас говорить о субсидировании, ориентированном на ставку рефинансирования не имеет смысла.

По мнению аналитика по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимира Беспалова, вполне возможно, что будет привязка к ключевой ставке. Допустим, правительство сможет выдавать компенсацию в размере 1/3 ключевой ставки Центробанка. А с учетом нынешней ситуации, правительство, может быть, примет решение о принудительном регулировании банковской маржи по льготному автокредитованию, чтобы избежать злоупотребления в банках.

По информации Минпромторга, в течение первого месяца текущего года, когда был дан старт второму этапу программы утилизации старых машин, продажи по ней уменьшились на 55% в сравнении с прошлогодним сентябрем ( когда действовал первый этап программы). Этот факт повлиял на позицию Минпромторга, прежде отказывавшегося возвращаться к этой теме. Суть всей программы, как и автоутилизации, и льготного кредитования состоит в том, чтобы посредством налоговых отчислений и общего экономического потребительского эффекта можно было компенсировать средства, которые выделило правительство.

Отечественными производителями и зарубежными автокомпаниями, локализовавшими производство в России, эта новость была воспринята положительно и они ждут от новой программы условий, отличающихся своей гибкостью.

По словам директора по связям с общественностью General Motors в странах СНГ Сергея Лепнухова, разумеется, мы выражаем полную поддержку любым мерам и всем предпринимаемым правительством усилиям, направленным на улучшение спроса, но конкретно оценить льготное кредитование можно только после его практической реализации. Его мнение разделяют и представители ряда автокомпаний, таких как «АвтоВАЗ», Ford, Toyota, Volkswagen и «GM-АвтоВАЗ».

В российском представительстве Toyota уверены, что если программа льготного автокредитования будет возобновлена, то позитивным фактором может стать расширение количества ценового диапазона автомобилей, которые подпадают под действие льготных программ.

Представители компании Nissan выразили надежду, что в программу будут включены банки, аффилированные с автопроизводителями. В прежней программе поддержка предоставлялась всем банкам, проявившим заинтересованность программой. Сегодня мы полностью поддерживаем идею, связанную с выделением средств производителям и их банкам, чтобы они могли самостоятельно предлагать клиентам самые оптимальные по своей эффективности кредитные предложения.

По мнению источника, близкого к тому, как идет разработка программы льготного автокредитования, планируется ограничение круга банков самыми крупными финансовыми организациями, при этом, можно отметить, что кэптивные банки автокомпаний к таковым не относятся. Вполне возможно, так будет проще осуществлять контроль над программой и обеспечивать реализацию мер, направленных на профилактику мошенничеств, поскольку прежде Минпромторг высказывал опасения, что деньги по программе автокредитования останутся в банках.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 578 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 255 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 18 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва