Росфинмониторинг намерен участвовать в проверках банков, наряду с Центробанком

8 сентября 2014   банковский кризис

Борьба с отмыванием для банков грозит новыми испытаниями. Речь идет о возможном увеличении тех, кто будет заниматься проверкой качества этой борьбы — о своем намерении принимать участие в проверках Центробанка заявили представители Росфинмониторинга.

Однако, подобная инициатива вступает в противоречием с принципом независимости Центробанка, в результате чего ее реализация неочевидна. С другой стороны, может произойти уменьшение объема санкций к банкам за нарушения "антиотмывочного" законодательства технического характера, что может стать итогом стараний или одного ведомства, или другого.

Стало известно, что Росфинмониторинга выступает за четкое фиксирование порядка проведения проверок в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в "антиотмывочном" законодательстве. О чем и было проинформировано в августе. Разработкой специального законодательного регулирования в данной сфере по поручению правительства служба занимается еще с мая текущего года. Суть новых норм закона будет заключаться в описании полномочий, распределяемых между контрольно-надзорными органами, периодичности и порядке проведения проверочных мероприятий и т. д. По словам заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного, сегодня мы, в самом деле, занимаемся разработкой таких поправок. ЦБ, получив статус мегарегулятора стал надзорным органом огромного количество финансово-кредитных организаций, которые прежде находились под надзором ФСФР. Так как вся система ПОД/ФТ является единой, то и любой подход к проверке должен быть общим и носить риск-ориентированную составляющую. Мы планируем к осенью завершение работы над поправками.

Одним из новых пунктов может стать то, что в проверках финорганизаций ЦБ по "антиотмывочному направлению " могут принимать участие представители Росфинмониторинга. По словам Ливадного, мы полагаем, что это может быть прописано в законе, чтобы проверки проводились совместно, то есть состав команды проверяющих будет пополнен и профильным специалистом от Росфинмониторинга. Это будет дополнительной экспертной поддержкой для проверяющего органа и, в то же время, высвобождением его кадровых ресурсов. Вместе с тем, это можно назвать еще и стратегической задачей для Росфинмониторинга, ведь на 2016 год в России запланировано прохождение в FATF оценки эффективности систем мониторинга ПОД/ФТ. Можно сказать и о еще одной идее Росфинмониторинга — введении в действие предписаний об устранении условий, которые способствуют нарушениям, или их недопустимости, носящих профилактический характер, сигнализирующих о возможных нарушениях и позволяющих не подвергать банки штрафам по малейшему поводу.

Банкирами неоднозначно оценена дополнительная инспекционная нагрузка. По мнению руководителя отдела ПОД/ФТ банка. Входящего в топ-10, пока много вопросов относительно того, как будут применяться нормы антиотмывочного закона, и ни Центробанк, ни Росфинмониторинг не могут ответить на них внятно, более того, мнения их могут и не совпасть. Возможно, если они будут проводить проверки совместно, мы, по крайней мере, будем в курсе их совместной позиции. Впрочем, как считает заместитель председателя Национального совета финансового рынка Александр Наумов, закон о Центробанке дает ему право требования от банка устранять нарушения, выявленные в рамках надзора за его работой, и вряд ли есть необходимость изменять антиотмывочный закон, чтобы реализовать надзорную функцию Банка России. Слишком мало вероятности в том, что такая инициатива получит поддержку от ЦБ.

В Центробанке эта тема никак не комментируется. Впрочем, по словам собеседника, знакомого с позицией регулятора, такой подход вступает в противоречие с принципом его независимости. Банк России самостоятельно проверяет кредитные организации, и если этот принцип будет нарушен, другие ведомства тоже могут захотеть принять участие в проверках, что вряд ли можно назвать правомерным. По второму предложению можно сказать, что оно является запоздалым. Попытка уберечь банки от излишних штрафов даже за нарушения чисто технического плана, уже была реализована в законопроекте, который приняли в первом чтении, предполагающем, что применение к банкам мер воздействия регулятор все же осуществлять в соответствии с законом "О Центральном банке", то есть во всех случаях это не будет обязательным.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 580 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 256 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 19 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва