Россияне не отказываются от кредитной страховки, хотя имеют право

Россияне не отказываются от кредитной страховки, хотя имеют право
6 апреля 2015   Аналитика, Страхование

Однако ситуация, возможно, скоро изменится: Сбербанк приступил к возврату страховок заемщикам.

В июле прошлого года заемщики получили возможность отказываться от кредитной страховки, в то же время был введен «период охлаждения» в потребительском кредитовании: срок, в течение которого заемщик имеет право на отказ от кредита, который он уже взял.

Вместо этого можно было бы предлагать повышенную ставку по банку, но это невыгодно, так как она учтется при расчете ПСК, и чем она будет выше, тем ниже уровень достаточности капитала. Факт существования полиса не обязательное условие предоставления кредита, по крайней мере, так заявляют во многих банках, но, когда доходит до дела, отказ от страховки – процесс не из легких.

По словам заместителя руководителя антимонопольной службы Андрея Кашеварова, после того, как был введен закон о потребительском кредитовании, жалобы на то, что банки заемщикам навязывают страхование почти отсутствовали, но сегодня они участились. В определенной степени то, что проблема существует, подтверждается заработками банков на комиссиях от продаж страховок, исчисляемые миллиардами: от страховщика банк-агент получает 70–95% стоимости одного полиса.

По словам финансового омбудсмена Павла Медведева, эта проблема стала весьма тяжелой, она вышла на 3-е место по частоте жалоб после отказов в реструктуризации кредитов и хищениям с карт денежных средств. Граждане говорят о том, что им не удалось вернуть деньги или же они в качестве выплаты, получили ничтожную сумму. В некоторых компаниях деньги за страховку не возвращаются и тогда, когда заемщик досрочно погасил кредит.

Ряд крупных игроков уже приняли решение о возврате заемщикам денег за страховку.

По словам генерального директора «Сбербанк страхование жизни» Максима Чернина, клиенты Сбербанка теперь могут в течение 2-х недель расторгнуть договор страхования и им вернут их деньги. Уже в течение года эта опция распространена на продукты рискового, инвестиционного, накопительного страхования жизни, а также на «коробочные» продукты защиты близких, которые не связаны с кредитом, причем, процент возврата составляет 3%. Клиент, повторно прочитывая пункты договора, неизбежно задается новыми дополнительными вопросами, ответами на которые он может быть и недоволен, и тогда начинается спор. Что характерно, в Сбербанке «период охлаждения» ввели в ускоренном режиме, так как частыми стали обращения клиентов, к примеру, связанные с кредитным страхованием жизни с риском потерять работу. Клиенты Сбербанка могут течение 14 дней прийти в отделение и забрать все деньги, которые они уже уплатили без каких-либо потерь или удержаний. А в апреле этот механизм будет применяться к 90% продуктов кредитного страхования.

По словам директора по продуктам «Сбербанк страхование жизни» Павла Деньгина, это будет относиться только к договорам страхования, еще не вступившим в силу: если компания вернет все деньги по договору, который уже вступил в силу, она столкнется с налоговыми проблемами. Единственная технологически верная схема – отложить вступление договора в силу: клиент приобретает полис, ставит подпись под договором, оплачивает услуги, но действие страховой защиты начинается спустя 14 дней.

По словам представителя ХКФ-банка, с мая прошлого года возврат полиса возможен и ХКФ-банке: страховые компании, аккредитованные банком («Хоум кредит страхование», «Ренессанс страхование», Региональная страховая компания) предоставляют заемщикам право на отказ от полиса в 30-дневный срок с гарантией возврата 100% стоимости страховки. Действие полиса начинается с момента оплаты, но страховку банк включает в стоимость кредита: стоимость страховки клиент получит обратно на свой счет и может ей потом можно направить, например, на то, чтобы погасить кредит. Но если страховка не привязывается к кредиту, деньги не будут возвращены. Какова доля возвращаемых страховок из числа уже выданных заемщикам, не уточняется.

Схожая система работает и в Промсвязьбанке (30-дневное действие). По словам заместителя директора департамента разработки розничных продуктов Банбанка Юлии Тузовской, примерно 6 месяцев назад она была запущена в Бинбанке, но процент возвратов невелик. Цифры также не раскрываются. К запуску в действие такого периода готовятся в Альфа-банке, где предполагают, что клиентам будет доступен возврат страховой премии в одностороннем порядке в 2-недельный период с момента заключения договора применительно ко всем видам добровольного страхования. В банках «ВТБ 24», Банке Москвы, «Русском стандарте», «ХМБ Открытие» подобные услуги не предоставляются.

По словам руководителя розничного блока одного из крупных банков, так уж сложилось, что возврат страховки востребован только 5% клиентов, большей частью заемщиков это понимается, только по прошествии нужного срока, поэтому реально свои деньги получают обратно единицы. Но, по мнению Чернина, это должно давно было стать нормой по крайней мере в банковском страховании, куда клиенты приходят не для того, чтобы купить полис. Вероятно, в связи с тем, что были ужесточены требования к заемщикам и спрос на кредиты резко упал, наличие такой опции может привлечь заемщиков.

По словам директора по страховым рейтингам RAEX Алексея Янина, к «периоду охлаждения» готовятся банки, в которых на ставки по кредитам не влияет наличие страховки и которые не относятся к комиссии от продаж полисов как к основному источнику дохода: запуск «периода охлаждения» работает на улучшение имиджа не только банка, но и страховой компании, а также на снижение вероятности претензий. На самом же деле только небольшой процент людей использует эту возможность.

По мнению Кашеварова, если вам известно, что есть возможность дополнительно все обдумать дома и вернуть вместе со страховкой и деньги, то это всегда пробуждает в клиенте доверие и вероятность того, что он не вернет полис, повышается.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 580 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 256 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 19 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва