Банк Корпоративного Финансирования
Рейтинг банка Банка Корпоративного Финансирования 0.00

Россияне могут ждать прихода коллекторов спустя полтора месяца после просрочки

Россияне могут ждать прихода коллекторов спустя полтора месяца после просрочки

В последнее время банки всё чаще стремятся передать в работу коллекторских агентств так называемые «молодые» задолженности. Так, в 2012 году профессиональные взыскатели получили долги с просрочкой от 90 дней, в прошлом году ― от 60-ти дней, а уже в текущем ― от 45-ти дней. Об этом сообщала Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Нередко банки размещают такого рода портфели для сравнения эффективности взыскания своих служб и коллекторских. При передаче в руки коллекторов портфелей с ранними просрочками банки могут надеяться на увеличение эффективности взыскания на 20%: если при передаче в пользу коллекторов портфелей с просрочками от 90 дней, уровень эффективности достигает 30%, то по портфелям с просрочками от 45-ти дней ― уже 50%.

Как оценил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, объем долгов, которые получили коллекторы составляет 9% розничного кредитного портфеля (состояние на 1 сентября текущего года - 11 трлн рублей). И всё большее количество кредитов коллекторы получают без предварительной работы служб банков, занимающихся взысканием долгов. Как считает старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер, объем просрочки, которая передана банками коллекторам впервые (иными словами - первое размещение, когда с долгом еще не работали профессиональные взыскатели), в прошлом году достиг 400 млрд рублей, а по итогам этого года может составить 510 млрд рублей (увеличение - 28%). По мнению Шпетера, на сегодняшний день объем задолженностей, которые передали банки на аутсорсинг долгов, не опасен.

По словам заместителя председателя СДМ-банка Вячеслава Андрюшкина, банки стали передавать в пользу профессиональных взыскателей «молодые» задолженности в связи с ужесточившимися требованиями Центробанка к резервам. Сегодня банки стремятся к тому. Чтобы из балансы не обременялись плохими долгами, чтобы избежать формирования под них повышенных резервов.

С 1 марта прошлого года Центробанк ввел двойное повышение минимальных резервов по необеспеченным розничным кредитам. Например, требования к резервам по непросроченному потребительскому кредитованию увеличились с 1 до 2%. По кредитам, имеющим просрочку до 30-ти дней — с 3 до 6%. По потребительским кредитам, не имеющим обеспечения, но при просрочке, превысившей 360 дней теперь требуется формировать 100-ный резерв, по ссудам на 181–360 дней — 75%.

По словам генерального директора Агентства финансовой и правовой безопасности Павла Бородкина, взыскание просрочек на ранних стадиях более эффективно, нежели когда банк предпринимает попытки самостоятельного истребования долгов. Чем меньше срок просрочек, тем больше шансов на благоприятный исход. При просрочке в 45 дней клиент обязан каждый месяц оплачивать единовременно два платежа, а при просрочке в 90-дней — уже 4.

По мнению Шпетера, при задолженностях с ранними сроками выше уровень контактности, а у должника и кредитора появляется более обширный инструментарий для того, чтобы благополучно урегулировать проблему: число пропущенных платежей не столь велико или совсем минимальное, штрафы и пени - незначительные, банк готов «принять» должника обратно как добросовестного клиента, если только он сможет вернуться в график платежей. Обычно, большинство должников, исключая сознательных неплательщиков, соглашаются сотрудничать.

Как полагает генеральный директор московского агентства по возврату долгов «Столичное АВД» Дмитрий Мохначев, взыскание «молодых» задолженностей довольно специфично, с одной стороны, мы обладаем «свежими» контактными данными, заемщик помнит о долге и с легкостью контактирует с нами. С другой, важен выбор правильной стратегии обработки, сохранения лояльности заемщика к самому банку. Ведь нередко ранняя просрочка - это вовсе не нежелание или невозможность оплатить по кредиту — заемщик элементарно мог забыть совершить очередной платеж.

По мнению начальника управления регионального взыскания Бинбанка Николая Вялова, действие правила суть которого сводится к: «чем меньше срок просрочки, тем более эффективно взыскание», актуально при налаженном контакте с должником.

С 2012 года профиль клиента претерпел значительные изменения — происходит частая смена телефонных номеров, больше дается обещаний, что просроченная задолженность будет погашена, но сдерживаются такие обещания редко. Поэтому естественно, необходимо сменить инструменты воздействия, банки на ранних сроках передают должников в работу собственных служб или коллекторов.



Примечательно, что передача коллекторам «молодых» долгов обходится банкам дешевле, чем передача более «выдержанных».

По словам директора департамента портфельного управления Первого коллекторского бюро Николая Довгия, с начала текущего года мы наблюдаем существенное ухудшение обслуживания заемщиками своих задолженностей, в ряде банков и коллекторских агентств отмечается прекращение платежей по тем должникам, которые раньше стабильно погашали свои долги.

По мнению эксперта по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анастасии Личагиной, переуступленные просрочки в будущем году продолжат «молодеть»: сегодня внимание банков сконцентрировано на том, чтобы поддерживать приемлемый уровень маржинальности бизнеса, в том числе посредством уменьшения расходов на содержание собственных коллекторских служб и ранней передаче на аутсорсинг проблемных задолженностей.

Москва