Рынок МФО негодует из-за конкуренции "дочек" банков

Рынок МФО негодует из-за конкуренции "дочек" банков
25 августа 2015   МФО

Сегодня на микрофинансовом рынке имеет место противостояние между организациями: теми, которые не входят в холдинги банков, и дочерними микрофинансовыми структурами банков. Центробанк получает от небанковских МФО просьбы о выделении дополнительных категорий для расчета полной стоимости кредита, чтобы цены дочерних структур банков не играли в сторону занижения среднерыночного значения ПСК. Если этого не случится, то уже в 1-м квартале 2016 года традиционным МФО грозит убыточность и уход с рынка – таковы опасения экспертов.

Стало известно о существовании письма СРО НП МИР (объединение участников рынка микрофинансорования), в котором они, по сути, в котором они обращаются к ЦБ с просьбой о выделении займов МФО (дочерних банковских структур), в отдельную категорию при расчете ПСК. По словам заместителя директора по развитию бизнеса компании "Мигкредит" Динары Юнусовой, банковским МФО доступно более дешевое фондирование, а значит, они могут предлагать кредиты по более низким ставкам, которые в результате сказываются на средневзвешенной величине ПСК. К примеру, по микрозаймам в сумме до 30 тыс. руб., фактически получили самое широкое распространение в МФО, ставки у банковских и небанковских МФО разнятся в среднем на 15-20%. В то же время ограничение полной стоимости займов по этим видам является единым для всех.

Применение поправок к закону "О потребительском кредите", ограничивающем ПСК, начали с 1 июля. В ПСК входит ставка, страховка и прочие платежи. Допустимо отклонение от средневзвешенной ПСК не более чем на 1/3. Каждый квартал ЦБ осуществляет расчет ПСК, основываясь на реальных ставках по кредитам в банках, МФО, КПК и др.

Как считают представители небанковских МФО, проблему можно решить двумя способами. Первый - выделить в отдельную категорию для расчета ПСК целевые кредиты на оплату товаров (POS-кредиты). Как считает госпожа Юнусова, основной объем POS-кредитов, которые выдают МФО, относится к банковским МФО. Второй способ связан с разделением категории потребительских микрокредитов на сумму до 30 тыс. рублей для целей расчета ПСК на две — до 15 тыс. и от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. Как оценивают представители банковских МФО, в среднем размер POS-кредита в банковских МФО – это порядка 12 тыс. рублей. Размер кредита в крупных небанковских микроофинансовых компаниях — в среднем от 23 тыс. до 38 тыс. рублей.

Известно о, как минимум, четырех находящихся под контролем банков или связанных с ними МФО: "Хоум Кредит Экспресс" (ХКФ-банк), "ОТП финанс" (ОТП-банк), "Т-финанс" (Тинькофф-банк) и "Лето-деньги" (Лето-банк). По мнению участников рынка, на сегодняшний день объем выдач, которые занимают банковские МФО, небольшой - менее 5% рыночных объемов. Но эксперты уверены, что с течением времени объем выдач этих игроков будет увеличиваться, и уже в 1-м квартале будущего года он будет существенно влиять на расчет ПСК сразу в нескольких категориях. По мнению главного исполнительного директора МФО "Домашние деньги" Андрея Бахвалова, в дальнейшем, если будут увеличиваться объемы выдач банковских МФО, уже спустя 1,2-2 квартала бизнес небанковских микрофинансовых компаний станет приносить убытки и ключевым игрокам придется покинуть рынок.

Банковские МФО не противятся расширению категорий кредитов. По словам главы Лето-банка Дмитрия Руденко, в компании "Лето-деньги" ставки ощутимо более низкие, нежели в среднем по рынку — самой высокой ставкой по кредитам является ставка в 59,9% годовых для сумм до 50 тыс. рублей.

Как следует из опубликованного Центробанком среднерыночного расчета ПСК МФО, по итогам 2-го квартала среднерыночные значения ПСК по этим кредитам в зависимости от сроков были равны не менее 110% годовых. По словам генерального директора компании "Хоум Кредит Экспресс" Артема Попова, в отличие от микрофинансовых структур, находящихся в партнерских отношениях с крупными игроками розничного сектора, во многих МФО отсутствуют технология для предоставления этих займов в торговых сетях, поскольку у них не налажены с ними отношения. А у банковских МФО налажена работа с крупными ритейлерами, к примеру "Хоум Кредит Экспресс" тесно сотрудничает с компаниями "Евросеть" и "Связной", "ОТП финанс" — с компаниями "Евросеть", "М.Видео" и "Юлмарт".

По словам представителя пресс-службы Банка России, с учетом того, что в категориях потребительских кредитов для защиты прав потребителей должны отражаться имеющие существенные отличия друг от друга кредитные продукты, введение новых категорий представляется возможным, если будет заметно изменена продуктовая линейка МФО с учетом критериев, которые установило законодательство о потребительском кредитовании. На текущем этапе для ЦБ не очевидно существенное влияние МФО, входящих в банковские группы, на объем всего рынка микрофинансирования, тем не менее, ЦБ продолжает проводить анализ ситуации для того, чтобы исключить регуляторный арбитраж.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 35 АИЖК 4 акция 288 Аналитика 880 Антикризисный план 5 Аудиторы 7 Банкноты 8 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 11 Банкротство 90 Бизнес-кредиты 49 Благотворительность 31 Валюта 68 Вклады 264 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 43 Доллар 44 Евро 19 Знаменательная дата 8 Инвестиции 6 Интернет-Банк 40 Ипотека 194 Карта "Мир" 9 кипр 11 Ключевая ставка 6 Коллекторы 19 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 130 Кризис 23 Криптовалюта 5 Круглый стол 5 Курс валют 106 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 6 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 331 МФО 24 Налоги 12 Нефть 26 Новый закон 12 НПФ 8 Облигации 7 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 30 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 23 Потребительские кредиты 36 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 299 Рубль 152 Санация 5 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 24 Суд с банком 26 Фестиваль 6 ФНС 4 Форум 39 Хакеры 19 ЦБ 159 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 8
Москва