Сбербанк планирует покорить новый для себя рынок

Сбербанк планирует покорить новый для себя рынок

Едва сделав первые шаги на рынке "Сбербанк факторинг", уже запланировал на 2016 год наращивание портфеля, объем которого он намерен приблизить к уровню ряда игроков из пятерки лидеров. А в перспективе на ближайшие 4 года — предоставление факторингового финансирования в большем объеме, нежели сегодня это делается всеми вместе лидерами.

Это вполне достижимая цель, при условии, что головной Сбербанк окажет непосредственную серьезную поддержку, однако при возникновении бурного роста в кризисный период, могут увеличиться риски.

Стоит отметить, что планы «Сбербанк факторинга» отличаются амбициозностью. По словам представителей пресс-службы компании, на данный момент пока не состоялось окончательного утверждения стратегии её развития до 2018 года, но уже опубликованные пункты её дальнейшего развития и реализации являются некими ориентирами, данными участникам конкурса, чтобы они понимали объем обрабатываемых данных в системе автоматизации, которые выступают предметом закупки. Сегодня "Сбербанк Факторинг" занимается реализацией сделок с рядом крупных компаний, тем не менее, разговор о массовых продажах преждевременен. Планы компании на текущий год связаны с тем, чтобы предложить клиентам в сегменте МСБ и крупному бизнесу спектра факторинговых услуг на всей российской территории.

Факторинг является оперативным краткосрочным финансированием какой-либо компании под уступку её дебиторской задолженности (будущие платежи третьей стороны за поставки товара). Решение начать развитие факторинга правление Сбербанка приняло в прошлом году, а старт массовых продаж факторинговых продуктов клиентам группы был запланирован на текущий год.

Как сходятся во мнении участники рынка, в кризисное время достижение озвученных показателей бизнес-факторинга для Сбербанка окажется делом непростым, а планы будут реализовываться с учетом выбранной стратегии. Дело в том, что в отличие от множества прочих компаний у Сбербанке есть обширный запас ликвидности, к тому же он может пользоваться более дешевым фондированием. Поэтому он в состоянии выйти на рынок с предложением более низких ставок, что способствует привлечению большого количества клиентов. Как считает исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко, если будет дано «добро» на перевод оборотного банковского кредитования в Сбербанке на факторинг, то компании по силам достижение самых высоких показателей в очень сжатые сроки. Но при её самостоятельном развитии, при отсутствии поддержки головного Сбербанка, при замедлении роста факторингового рынка (в 2014 году рост упал в 3 раза по сравнению с 2013 годом), достижение намеченных целей будет затруднительным процессом. Альфа-банк, вышедший на факторинговый рынок в пик кризиса, в 2008 году, смог достичь объема портфеля в 7,5 млрд рублей только к 2010 году.

По словам генерального директора компании "ВТБ факторинг" Антона Мусатова, взрывной рост в условиях нынешнего экономического положения может в будущем спровоцировать рост просроченной задолженности. И тогда Сбербанку придется выстраивать свой факторинговый бизнес в неблагоприятных условиях. Но в любом случае, нестабильность в макроэкономике, несомненно, внесет свою лепту в рисковую составляющую бизнес-факторинга.

Хотя, сам рынок, по мнению господина Мусатова, окажется в выигрыше, если появится сильный игрок, так как появится и новый источник развития и роста, допустим, за счет того, что в индустрию будут привлечены новые клиенты, в том числе из государственного сектора. А с учетом административного ресурса Сбербанка, его активизация может гармонизировать законодательство в сфере государственного факторинга.

Москва