Сбербанк России
Рейтинг банка Сбербанка России 1.53

Сбербанк уступил ВТБ

Сбербанк уступил ВТБ

С конца октября т.г. ВТБ начал устанавливать банкоматы в Московском метрополитене. В общей сложности запланирована установка 94 устройств на 65 станциях, 30 АТМ из которых уже установлено.

Банкоматы устанавливают, выполняя условия тендера Московского метрополитена, выигранного банком 12 сентября т.г. на 5-летний срок. Более того, ВТБ проводится реализация эквайрингового проекта по безналичной оплате проезда и пополнению карт «Тройка» через банковскую карту, а также зарплатного проекта для работников метрополитена.

Вместе с тем Сбербанк, уже установивший в метро 101 банкомат в рамках предыдущего, выигранного им тендера, проведет демонтаж своих устройств. По словам представителей пресс-службы банка, на данный момент устройства самообслуживания Сбербанка выводят из метрополитена, потому что победителем тендера на установку устройств на территории метрополитена стал другой банк. В то же время Сбербанк не комментирует, сколь широко и доходно было до сих пор его сотрудничество со столичным метрополитеном.

По мнению экспертов, начинать сотрудничать с метрополитеном с нулевой отметки, осуществляя в нем установку одних только банкоматов, — большинство банков считают невыгодным бизнесом: слишком высока стоимость обслуживания банкоматов, а количество комиссионных операций по АТМ в подземке низкое. Но если, как в ситуации с ВТБ, банк будет заниматься еще и обслуживанием метрополитена по другим проектам, например, в виде зарплатного и эквайрингового, это будет экономически обоснованным и логичным решением. По словам вице-президента Транскапиталбанка Игоря Антонова, вознаграждение, которое получают банки, когда банкомат используется не в сети банка — эмитента карты падает, а расходы по содержанию банкоматной сети, наоборот, растут, так как осуществляется закупка только иностранного оборудования, цены на которое с 2014 года выросли двукратно. Чем больше количество операций снятия наличных, тем хуже для банка: это и частая инкассация, и увеличение оборота наличных. Как результат - рост себестоимости, а размер возмещения (когда один банк платит другому через платежную систему) равен себестоимости, а иногда даже и уходит в минус. К тому же, как оценил Антонов, увеличение затрат связано и с более активным использованием банкоматов в метро, профилактические работы проводятся ежемесячно, а не ежегодно, как по банкоматам, установленным в отделениях.

По словам председателя правления СДМ-банка Максима Солнцева, нередко обслуживание банкоматов на вокзалах или в метро - местах с большими потоками пользователей, банки в отчетах относят к статье «реклама» (в местах высокой проходимости они становятся еще и рекламными носителями) в связи с тем, что расходы банка на техобслуживание и аренду площадей все равно выше комиссионного дохода от снятия наличных.

В то же время, по словам Антонова, если банком обслуживается весь метрополитен, и он реализует с ним зарплатный проект, то, когда банк устанавливает в метро еще и банкоматы - это обоснованный и экономически выгодный проект. В этом случае, например, инкассаторы приезжая в одно место, могут инкассировать сразу несколько, в свою очередь, комплексно это ведет к снижению себестоимости этих процедур и росту доходности.

Такой проект может выйти на прибыльность только если будет осуществляться комплексное обслуживание в рамках зарплатного проекта, причем только при крупнейших эмитентах и эквайерах, к которым относится ВТБ. В частности, эквайринг становится выгодным, благодаря тому, что банк выступает эмитентом и эквайером, и при большом количестве транзакций ему не нужно отдавать часть комиссии другим банкам, а только платежной системе.

Эксперты затрудняются дать более детальную оценку доходности для ВТБ этого проекта, но не исключают, что интерес банка к нему может быть подкреплен и имиджевой составляющей.

За прошлый год Московским метрополитеном было перевезено 2,378 млрд пассажиров. В среднем каждый день услуги метрополитена востребованы свыше 7 млн пассажиров. В будни этот показатель является самым высоким в мире - свыше 9 млн человек.

Москва