Телематика в автостраховании

Телематика в автостраховании
27 июля 2015   Страхование

Отечественный рынок добровольного автострахования сегодня переживает серьезные изменения. Год назад страховые компании предложили вниманию клиентов не стандартное каско, а новый продукт — каско вкупе с телематикой – и это с нарастающей активностью вступает в конкуренцию с классическим вариантом.

Сначала стоит понять, что такое телематика. Телематика - это система, которая мониторит управление машиной. Когда заключается договор КАСКО, клиент получает от страховой компании специальный гаджет, который подключается к диагностическому порту автомобиля. Устройство оснащено внутри модулями GSM, GPS и ГЛОНАСС, а также SIM-картой. Весь этот арсенал помогает устройству фиксировать всю информацию о поведении водителя на дороге – скорость движения, резкие повороты, торможения, ошибки при перестроении — всё это анализируется передатчиком, и полученная информация отправляется в компанию, где водитель приобрел полис.

С собранной статистикой можно ознакомиться и самому автовладельцу. Она отображается в приложении, которое устанавливается на планшет или смартфон.

Также, можно сказать и о том, что в декабре прошлого года в ходе 3-я международной конференции «Умное страхование» участниками наряду с самыми актуальными проблемами были обсуждены тенденции и предложения для того, чтобы эти услуги успешно и широко внедрялись в нашей стране.

На конференции был заслушан доклад о предпосылках и перспективах развития телематического страхования в России, подготовленный Кириллом Варламовым, директором департамента аналитики и развития «АльфаСтрахование». Рассказав про возможные пути развития рынка умного страхования в России, Варламов также не обошел вниманием и главные тенденции рынка каско с представлением собственного продукта компании в сфере телематического страхования под названием «Очень умное каско».

Если сегодня просмотреть статистику по продажам так называемого «умного каско» компаниями, то она везде разная, причем, ощутимо. Те страховые компании, которые с большим успехом стартовали с телематикой, хотят вовсе отказаться предлагать клиентам классические полисы каско.

Каско с телематикой на отечественном рынке автострахования предлагается сегодня только шестью компаниями, среди которых - «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Либерти Страхование» и другие. Некоторые из них прошлогодним летом одновременно стали предлагать российским автомобилистам воспользоваться страховой телематикой, некоторые – немного позже появились с этим продуктом на рынке.

С момента запуска нового продукта до 1 июля текущего года компанией «Важно. Новое страхование» было реализовано 8 тыс. таких полисов. По словам генерального директора этой компании Дениса Гаврилова, наблюдается весьма ощутимый рост продаж нового продукта. Если ознакомиться со статистикой по нашей компании, в 1-м квартале на долю каско с телематикой пришлось 53% от общих сборов по каско, а во 2-м — 77%. Сборы за июнь достигли 90%.

По словам директора департамента аналитики и развития СК «АльфаСтрахование» Кирилла Варламова, по состоянию на текущий момент количество договоров, которые были заключены по нашей программе, и количество тестовых режимов, которые установили клиентам других компаний или водителям без полисов каско, можно исчислять сотнями.

В компании «Либерти Страхование» с февраля текущего года до сей поры на страховую телематику пришлось порядка 5% от всего портфеля заключенных договоров каско, что тоже выражается несколькими сотнями человек. В страховой компании «Уралсиб» не раскрыли статистику продаж по этому продукту.

По мнению директора дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, в нашей стране происходит только зарождение рынка страховой телематики. Общее количество машин, уже имеющих мониторинговые устройства – это примерно несколько десятков тысяч. Поэтому сегодня пока долю договоров «умного страхования» в России нельзя назвать значительной, она еще не достигла даже 0,1%.

Как считает Гаврилов, несмотря на то, что относительную «молодость» проекта для отечественного рынка автострахования, уже сейчас можно отметить явные плюсы как для клиентов (стоимость каско с телематикой на 10% меньше, чем стоимость стандартного полиса), так и для страховых компаний – происходит снижение уровня мошенничеств, упрощена процедура урегулирования ДТП. Процент убыточности по страховой телематике на 30% ниже, нежели по традиционному каско, не предусматривающего использование телематических устройств. Но том, что частота заявлений по убыткам одинакова. Это приводит к выводу, что наличие телематического устройства и интерес к тому, чтобы сохранить высокий балл за аккуратное вождение — дисциплинирует водителей, стимулирует их соблюдать ПДД и скоростной режим.

По мнению Варламова, в сложившихся сейчас условиях страховые компании должны решить задачу, связанную с тем, чтобы найти альтернативные пути развития сегмента автострахования в портфеле — новые точки роста, которые заинтересовали бы автовладельцев. Альтернативные инструменты - это «умное страхование», страхование с франшизой, продукты, по которым ограничен набор рисков, продление договора со скидкой при условии, что клиент безубыточен. Сейчас увеличивается спрос на эти продукты. Рынок развивается нормально, постепенно двигаясь к грамотному использованию полиса каско, когда владелец авто покупает его не для ремонта, а для того, чтобы защитить себя от серьезных рисков. Нами рассматривается ряд сценариев того, как может развиваться ситуация в направлении страховой телематики. Вполне вероятно, что отечественный рынок пока не готов к такому страхованию или этот вид страхования будет востребован продвинутыми и аккуратными водителями. Но ведь и сами клиенты, по сути практически толком и не знают, что есть такие продукты, к тому же, люди на избавлены от определенных предубеждений по поводу страхования с установленным устройством для слежения за машиной и водителем. Хотелось бы надеяться, что рынок продолжит своё активное развитие, о чем можно судить по текущим тенденциям рынка — люди ищут пути, чтобы оптимизировать стоимость полисов, и нежелание водителей оплачивать действия «лихих» водителей и мошенников. «Умное страхование» способствует настройке индивидуального тарифа, это является ключевым преимуществом.

Как считает Княгиничев из компании «Ингосстрах», сейчас можно наблюдать, что спросу на продукты со страховой телематикой увеличивается. Видно движение в направлении грамотного использования полиса каско, когда владелец авто покупает его не затем, чтобы ремонтировать машину, а, чтобы уберечь себя куда более серьезных рисков. По мнению директора департамента автотранспортного андеррайтинга «Либерти Страхования» Антона Рюмина, в дальнейшем развитие этого сегмента во многом будет зависеть от качества предоставляемого телематического сервиса, в который входит надежность оборудования, удобство мобильных приложений, степень адекватности моделей скоринга и их адаптированность к условиям эксплуатации машин в нашей стране.

Как уже было сказано, с момента старта пилотного проекта прошел год и к опыту своих коллег в сегменте телематического страхования присматриваются другие российские страховщики. Есть информация, что в скором времени каско с телематикой может быть внедрено в страховой компании «Альянс» и группе «Ренессанс страхование». По словам представителя пресс-службы СК «Альянс», Allianz приступил к развитию каско с телематикой, но пока на рынках в других странах, в той же в Италии, к примеру. С Россией эти планы пока не связаны. По словам исполнительного вице-президента группы «Ренессанс страхование» Натальи Карповой, в компании уже закончили работать над стратегией развития мобильных приложений, поэтому продукты с телематикой – это самая ближайшая перспектива. Тем, у кого сегодня нет таких наработок, будет трудно конкурировать с другими компаниями уже в ближайшие 2-3 года.

Пока одни страховые компании думают о возможности внедрить продукт с телематикой, другие говорят о том, что намерены в скором времени свернуть продажи классических полисов каско. По словам Гаврилова из «Важно. Новое страхование», к настоящему времени компания параллельно занимается реализацией двух продуктов — традиционного каско и каско с телематикой, но уже в начале IV квартала компания приступит к продаже исключительно «умного каско». Мы нацелены на полное замещение продаж классического каско на телематическое каско уже в самом скором времени.

По мнению Виталия Княгиничева («Ингосстрах»), у отечественного рынка огромный потенциал: как считают эксперты, к 2020 году услуги страховой телематики в России будут востребованы свыше 5 млн владельцами автотранспорта.

Стоит отметить, что одной из первых компании, приступивших к использованию страховой телематики, стала компания Интач, ставшая разработчиком продукта — «Умное страхование», о котором выше уже упоминалось. Пользуясь им, можно получить до 20% экономии от стоимости КАСКО, для этого потребуется только установка телематической систему, которая на протяжении месяца будет следить за вашим стилем вождения. После этого можно получить обратно часть стоимости полиса КАСКО.

Как считает Гаврилов, в масштабах всего страхового рынка России на то, чтобы полностью заместить обычное автокаско телематикой потребуется не меньше 4—6 лет и это будет реализовано с успехом только на фоне запуска системы «ЭРА-Глонасс», а также при условии, что будет сформирована законодательная база и судебная практика.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 572 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 5 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва