Теперь банки будут сообщать клиентам под роспись о размере комиссий

Теперь банки будут сообщать клиентам под роспись о размере комиссий

Чтобы совершать банковские операции, в том числе обменивать валюту, нужно, чтобы клиент ставил свою подпись в документе, где указана стоимость оказываемой услуги.

Теперь на банки возложена обязанность в письменном виде предупреждать клиентов об их расходах при совершении какой-либо операции — в том числе и о размере комиссии — перед тем, как нужная клиенту финансовая услуга будет ему оказана. Согласие клиента теперь должна подтверждать личная подпись, так как именно эту норму включили в проект поправок в закон «О банках и банковской деятельности» после того, как он был доработан в рамках комитета Государственной думы по финансовому рынку.

Внесение законопроекта состоялось в прошлом году, но только сейчас началось его рассмотрение в первом чтении. Изначально в нем предусматривалось то, что клиентов банков будут уведомлять устно.

Как следует из доработанного текста законопроекта, кредитной организации следует до того, как будет совершена банковская операция, предоставить клиенту сведения по размеру комиссии, установленном в этом банке, и взимаемой ею за конкретную операцию, или об отсутствии комиссии. Кроме того, банки теперь обязаны указывать размер и состав расходов, которые может понести конкретный клиент, совершив соответствующую банковскую операцию. Кроме того, оговаривается, что эта информация письменно доводится до сведения клиента в месте, где планируется совершение банковской операции, а клиент должен собственноручно подписаться на предоставленном банком документе с указанной информацией.

Эти нормы не имеют отношения к операциям, совершаемым через банкоматы: согласно нормам действующего сегодня законодательства, банки и без того обязаны предупредить клиента о комиссии по такого рода операциям. Перед завершением расчетов через банкомат информация о комиссии должна быть отображена на экране устройства, а потом — на чеке. Наряду с этим, закон сегодня предусматривает обязанность банков предоставлять максимум информации о затратах, которые связаны с кредитными договорами. Все прочие финансовые услуги клиенты могут получить свободно, при этом обязательное предварительное предупреждение об их возможных расходах, не требуется. В большей степени это актуально применительно к операциям, связанным с куплей-продажей зарубежной валюты.

Так, информационные табло в банках могут отображать сведения о курсе валют, действительном только при совершении операции на конкретную сумму. Но, как правило, клиенты не принимают во внимание это обстоятельство и в результате уже после совершения операции узнают, что валюта была приобретена ими по меньшему курсу, нежели тот, что указан на табло. То, что теперь банки обязаны письменно уведомлять клиентов о комиссиях, связано с тем, что – как указано в пояснительной записке - уровень финансовой грамотности граждан чрезвычайно низок: зачастую люди не в состоянии в полной мере дать оценку всем своим затратам, связанным с совершением определенной операции.

По мнению аналитика инвестхолдинга «Финам» Антона Сороко, реализация новой нормыКомисстя может привести к росту уровня защищенности потребителя. Как считает заместитель председателя правления «Тройка-Д Банк» Елена Русанова, наличие письменного согласия клиента, заверенное его подписью, ведет к предотвращению создания ситуаций когда клиент не согласен или недоволен суммой комиссии уже после того, как операция проведена, что происходит очень часто, при том что работник банка обязательно озвучивает размер комиссии, а в каждом операционном зале информация по тарифам размещена в открытом доступе.

По словам Русановой, это имеет смысл применительно к клиентам, воспользовавшимся услугой в банке разово. А те, кто входит в число постоянных пользователей банковских услуг, как правило, уже знают тарифы банка, и они будут недоумевать по поводу нового требования о письменном уведомлении.

По мнению начальника управления розничных продуктов Локо-Банка Светланы Повикаловой, запуск правил предварительного информирования клиентов в письменном виде будет способствовать увеличению времени работы с каждым клиентом. И тогда оптимизация процесса взаимодействия с каждым клиентом будет возможна, если расширить поля заявления на осуществление той или иной операции.

Во всяком случае, как считают банкиры, на новшество нужны затраты – должны быть соответствующим образом доработаны автоматизированные системы банка, а также система учета и порядка хранения уведомлений. Ожидается и рост нагрузки на представителей Центробанка — если будет необходимо формировать отчетность, подтверждающую то, как исполняется новая норма.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 572 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 254 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 17 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 5 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 125 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 61 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 17 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 57 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва