Усы - как деталь для опознания банковских клиентов

Усы - как деталь для опознания банковских клиентов

С 1 июля в России начнется создание биометрической системы идентификации клиентов банков. До сих пор примеры внедрения такой технологии в масштабах целого государства отсутствуют.

В качестве пионера реформы выступает «Почта банк», а оператора единой базы данных – «Ростелеком». По мнению создателей системы, она будет ввсоконадежна, тогда как скептики напоминают о мошенниках, любящих накладные усы, и указывают на многочисленные риски, которые ждут самих клиентов банков.

По Федеральному закону, с помощью биометрических данных разрешено осуществление удаленной идентификации клиентов банков - напомним, что принятие этого закона ГД состоялось в конце прошлого года. И уже с 1 июля начнется его законное действие. Закон предусматривает, что будет создана единая база данных идентификации. Решение этой задачи без проведения конкурсных процедур возложена российским правительством на национального оператора – ПАО «Ростелеком».

От гражданина, заинтересованного в открытии счета в удаленном режиме, сначала потребуется создание своего виртуального паспорта – сдача биометрических данных, что, в свою очередь, требует регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), предъявления паспорта и номера лицевого пенсионного счета (СНИЛС). И прохождения процедуры «паспортизации» в офисе банка - участника проекта.

Ожидая закон о биометрической идентификации клиентов, многие банки из топ-50 российских финучреждений приступили к тестированию этой технологии. В Сбербанке, например, к разработке этой темы приступили в 2016 году, год назад установив первый банкомат, способный распознавать клиентов по лицу, в одном из столичных офисов. В банке «ВТБ» тестируется биометрическая идентификация в рамках интернет-банкинга.

Участвовать в программе биоидентификации намерен и «Почта Банк», правда, далеко не все его отделения оснащены необходимым оборудованием.

Но если система начнет работать по всей стране, то каждый гражданин, имеющий виртуальный паспорт, сможет удаленно стать клиентом любого банка - участника проекта: он сможет открыть счет и взять кредит, и основанием для этого станет удаленная идентификация. Это потребует установки на смартфон, планшет или иной гаджет клиента специального приложения и снимка на камеру гаджета. Каждая проверка обойдется банкам в 200 руб., которые будет получать оператор системы «Ростелеком».

Обогнать и перегнать Америку

Вопросы биометрической идентификации выросли в одну из ключевых тем, обсуждавшихся участниками Санкт-Петербургского Международного банковского конгресса. По словам председателя правления ПАО «Росбанк» Ильи Полякова, во Франции систему биометрической идентификации по лицу запустили в головном банке группы – Societe Generale. Но этот проект является исключительно локальным, его проводят в одном банке, а в масштабах страны к внедрению такой технологии приступили впервые в мире.

«Почта Банк», принудительно фотографирующего всех своих клиентов, удовлетворили первые результаты эксперимента. Как следует из официального сообщения банка, при применении биометрии на основе фото клиента нет необходимости закупать дополнительное оборудование, ее легко встроить в банковские процессы. Чтобы распознавать лица, достаточно иметь изображение с внешней или встроенной в компьютер камеры – система высокоточно сличает фото независимо от того, какой поворот у головы, какой макияж, уровень освещения или разрешение камеры.

Как сказали представители «Почта Банка», система распознавания лиц помогает банку регулярно ловить в своих отделениях мошенников. «Фейсконтроль» способствовал выявлению уже 10 тыс. человек, которые пришли в офис, имея при себе подложные паспорта, надевшие парики, приклеившие усы, наложившие грим.

В перспективе, как задумали создатели, система удаленной идентификации поможет в демонополизации рынка банковских услуг – гражданам, проживающим в самых отдаленных уголках стран, будет доступно открытие счетов и получение кредитов в любом банке. Ведь сейчас рынок, как информирует антимонопольное ведомство, олигополистический, причем на нем явно доминируют Сбербанк и «ВТБ», имеющие самые широкие региональные отделенческие сети.

Правда, до решения многих вопросов реализации проекта пока далеко. В частности, отсутствует четкое определение условий взаиморасчетов и тарификации услуг по сбору биометрии и прохождения этой процедуры. По мнению ряда представителей банков, не исключено, что так или иначе эти расходы станут оплачивать сами клиенты.

Мошенникам - раздолье

Имеет новая система и критиков. Можно "погулять" по многочисленным форумам, чтобы прочитать, что, по мнению скептически настроенных клиентов, мошенникам будет, где разгуляться, ведь теперь им не нужно будет при посещении отделения банков пользоваться накладными усами и париками – они смогут брать кредиты удаленно. Сейчас задержанный в офисе злоумышленник передается банкирами в руки полиции, на него возлагается уголовная ответственность. А применение удаленной идентификации исключает риск оказаться пойманным: не прошли процедуру распознавания в одном банке – можно пытаться пройти ее, воспользовавшись другим IP-адресом и другим банком, и так далее.

А вот законопослушный клиент в спорной ситуации не сможет сразу доказать, что кредит на его имя был взят мошенником – ведь какой смысл утверждать, что в этот момент он не мог быть в офисе, так как был за границей или в другом месте.

По словам директора по цифровой идентичности ПАО «Ростелеком» Ивана Берова, вероятность ошибки в определении личности минимизирована. По словам первого заместителя председателя

Банка России Сергея Швецова, если человек ведет правильную «цифровую гигиену» и так же правильно его поведение в сети – он, скорее всего, не столкнется с проблемами. К сожалению, население в плане население в плане образования в сфере цифровизации не подготовлено. Но это издержки, которые не требуют внимания.

Вместе с тем, по мнению регулятора, идентификация по голосу и лицу - это только промежуточное решение, причем, «возможно, не самое удобное». Мы собираемся пойти дальше. Размещения биополя и отпечатков пальцев в Facebook не осуществляется. Просто пока отсутствуют датчики, способные удобно проводить эту идентификацию.

Как сказал президент ПАО «Почта Банк» Дмитрий Руденко, сейчас мошенникам тоже по силам подбор пароля к интернет-банкингу, кража паспорта гражданина, они могут вскрыть, наверное, все. Биометрическая система сильна тем, что она будет принадлежать государству. Понятно, что потребитель имеет право на защиту своих прав и доказательство взлома. Подделка же самой биометрии (мимики лица и других показателей) невозможна.

Вина всегда на потребителе

С формальной точки зрения закон возлагает на банки и операторов платежных систем все риски, которые связаны с совершением спорных транзакций. Например, если владельцем обычного пластика в течение дня после списания средств операция была оспорена, банк обязан доказать, что ее совершил сам клиент или что им были нарушены правила безопасности. Иначе немимнуем возврат денег.

Но, судя по практике, в большинстве случаев финансистами фактически презюмируется вина потребителей. Одно только то, что при снятии с банкомата клиент ввел надлежащий PIN-код или совершил операцию через интернет-банк - есть безусловное доказательство ее легитимности.

Не стоит надеяться клиентам и на так называемую 2-факторную идентификацию – когда транзакции подтверждаются через отправку SMS-уведомлений: мошенники уже умеют представляться абонентами для получения у операторов связи дубликатов SIM-карт. Причем банк вместе с сотовой компанией не намерены отвечать за украденные средства и заставить их это делать можно только с участия суда.

К одним из последних таких решений Верховного суда России можно отнести решение по спору о списании 74 тыс. рублей с электронного кошелька QIWI: тогда мошенниками беспрепятственно была получена сим-карта на имя Виктора Сурогина в одном из офисов «МТС» и с ее помощью изменен пароль для входа в интернет-банк. Суд занял сторону клиента, сделав вывод, что оператор обязан надлежащим образом оказывать услуги, обеспечивая их безопасность и предотвращая несанкционированный доступ к услугам третьих лиц, а банк ответственен за списание денежных средств только на основании распоряжения уполномоченных лиц.

Многие россияне, сами того не зная, стали заемщиками МФО«Займер», проводящей удаленную идентификацию. Пока судебная практика по таким делам противоречива, но очень много решений принимается против жертв, не по своей воле ставших заемщиками.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 37 АИЖК 4 акция 291 Аналитика 1394 Антикризисный план 5 Аудиторы 8 Банкноты 12 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 307 банковский кризис 437 Банкоматы 18 Банкротство 100 Бизнес-кредиты 50 Биометрия 10 биткойн 11 БКИ 5 Благотворительность 32 Валюта 94 Вклады 272 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 85 Долг 62 Доллар 87 Евро 21 Знаменательная дата 8 Инвестиции 16 Интернет-Банк 43 Ипотека 207 Карта "Мир" 14 Кибербезопасность 4 кипр 11 Ключевая ставка 10 Коллекторы 25 Конкурс 22 Конференция 15 Кредитные карты 145 Кризис 27 Криптовалюта 56 Круглый стол 5 Крым 5 Курс валют 138 Лизинг 4 Ломбард 6 Льготы 6 Материнский капитал 5 Минфин 16 Мобильный банк 30 Монеты 6 Мошенничество 377 МФО 39 Налоги 35 Нефть 43 Новый закон 13 НПФ 12 Облигации 9 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 42 Открытие нового офиса 14 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 49 Потребительские кредиты 42 Почта России 4 Пресс-релиз 2362 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Приставы 5 Рейтинг 304 Реклама 4 Роботы 4 Рубль 254 Санация 9 Санкции 23 Семинары 5 Сотрудничество 252 Соцсети 7 Спонсорство 5 Страхование 36 Суд с банком 40 ФАС 5 Фестиваль 6 ФНС 6 Форум 39 Хакеры 50 ЦБ 191 Центральный Банк 20 Черный список 4 Штраф 6 Экономика 6 Юрлицам 8
Москва