Виртуальный мобильный оператор может появиться у Сбербанка

Виртуальный мобильный оператор может появиться у Сбербанка

В Сбербанке принято решение о создании виртуального оператора связи. Потенциальными партнерами стали МТС и Tele2. Запуск проекта, оцененного экспертами в несколько миллионов долларов, может осуществиться нынешней осенью.

Сбербанк заявил о своей заинтересованности в наличии виртуального мобильного оператора - MVNO-модели, при которой работа сервиса основана на сети действующего оператора связи. В данном случае - это проект «Сбербанк-телеком». Окончательного названия пока не выбрано, но это обсуждается. Дело в том, что Сбербанк отказывается от использования своего бренда для мобильного оператора.

Сбербанк уже провел переговоры о возможности сотрудничества с операторами Tele2 и МТС. По словам представителя Tele2 Константина Прокшина, переговоры состоялись, но пока эта тема не комментируется. Представитель МТС тоже не комментирует ситуацию. По утверждениям источника одной из компаний, входящих в «большую четверку», Сбербанк пока не выбрал партнера.

Ничего не известно и о коммерческой стороне условий сотрудничества. По словам руководящего департаментом беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, на стоимости проекта по всей видимости отразится бизнес-модель и формат MVNO, а также его масштабность — запуск на федеральном уровне или в тестовом режиме в одном или нескольких российских городах. Чтобы запустить оператора, не оформляя лицензию и выстраивая инфраструктуру, хватит и несколько миллионов долларов - для рекламы, маркетинга и распространения.

Проектом виртуального оператора на сети Tele2 располагает, например, «Ростелеком». В минувшем феврале государственной компанией была опубликована заявка на сайте госзакупок, в которой указывалось, что максимально проекта может обойтись в 300 млн руб. (порядка $4,5 млн), но о точной сумме контракта пока ничего не известно

Сбербанк планирует, что целевой аудиторией будущего проекта станут его же клиенты: для них предполагается разработать специальные тарифы, отвязанные от тарифов. установленных оператором-партнером. Кто-то считает, что банк предложит услуги виртуального оператора всем клиентам. Сбербанк намерен провести интеграцию телеком-сервиса с прочими услугами, к примеру, с бонусной программой «Спасибо».

По мнению Солонина, есть множество вариантов по интеграции услуг - это и предложение клиентам использовать условно бесплатную мобильную связь за счет того, что «бонусные» проценты со вклада будут выплачиваться на мобильный счет или запуск конвергентных продуктов и приложений банка для разных пользовательских групп.

В целом, у виртуального оператора Сбербанка есть все шансы быстро перерасти в крупнейший в стране MVNO-проект, который соберет «миллионы» абонентов - таково мнение аналитика iKS-Consulting Максима Савватина.

Сбербанк обладает одним конкурентным преимуществом — огромнейшей сетью отделений по всей стране, а при распространении сим-карт MVNO-проектов этот фактор весьма важен.

Эксперты склоняются к тому, что если проект перспективен для Сбербанка, но если говорить о коммерческой выгоде для оператора-партнера — то тут есть сомнения. Например, по мнению источника, близкого к одной из компаний, входящих в «большую четверку», после того, как проект запустят, часть клиентов Сбербанка может перестать пользоваться услугами действующих операторов связи и подключиться к новому сервису. При таком развитии событий телеком-компания может больше потерять, чем заработать. Сегодня Сбербанк имеет свыше 110 млн клиентов — а это больше половины всего населения России.

Но, по мнению Савватина, многое будет зависеть от того, как будет позиционироваться новый сервис и условий сотрудничества, к примеру, скидок, предоставляемых банку за покупаемый объем трафика. По словам генерального директора агентства «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, при текущем состоянии рынка его участники думают в первую очередь про доходы, а не про то, как нарастить абонентскую базу. Сотрудничество с банком вряд ли снизит доходы оператора-партнера.

В России есть ряд крупных компаний, которые пытались создать виртуальных операторов. С 2013 по 2015 год действовал MVNO-проект ретейлера «Связной» и оператора МТС, за время его работы к нему было подключено 800 тыс. абонентов. Ретейлер X5 тоже работал в направлении развития виртуального оператора с МТС и проекту тогда удалось набрать более 100 тыс. абонентов.

В минувшем году Газпром осуществил запуск виртуального оператора на сети «МегаФона». Проект «Газпром телеком» был рассчитан на сотрудников государственной корпорации. В октябре свыше 5 тыс. человек, жителей Москвы и Санкт-Петербурга, получили его сим-карты, в перспективе компания может осуществить перевод на новый сервис всех своих сотрудников. По состоянию на 1 апреля 2016 года, «Газпром телеком» получил более 100 тыс. номеров в нескольких российских регионах.

По словам Анкилова, MVNO-проекты, которые создают для своих клиентов компании, работающие в других сферах, как правило, жизнеспособны в течение нескольких лет, эти истории не бесконечны.

Москва