Возможно, ЦБ будет защищать граждан от банков

Возможно, ЦБ будет защищать граждан от банков
15 мая 2013   ЦБ   ЮниКредит Банк

Соответствующие поправки предложили внести в пакет законопроектов по созданию мегарегулятора. В случае если эту инициативу реализуют, население лишится в спорах с банками единственной реальной поддержки. А на всех прошлых удачах Роспотребнадзора по защите граждан, а именно отмене банковских комиссий и ограждении их от коллекторов — можно будет ставить крест, полагают правозащитники.

О том, что у Банка России могут появиться новые полномочия по защите прав граждан—потребителей банковских услуг, сообщается в официальном заключении комитета Госдумы по финансовому рынку на внесенный правительством законопроект о создании мегарегулятора на базе ЦБ. На днях вышеуказанное заключение опубликовали на сайте Госдумы. "Целесообразно расширить компетенцию единого регулятора на финансовом рынке вопросами защиты прав и интересов физических лиц — не только потребителей инвестиционных и иных финансовых услуг, но и потребителей банковских услуг",— указывается в документе. На сегодняшний момент защитой прав розничных клиентов банков занимается Роспотребнадзор.

Депутаты, несмотря на формулировку "целесообразно", избавить банки от претензий Роспотребнадзора, настроены очень решительно. Комитет дал рекомендации принять законопроект о мегарегуляторе в первом чтении (назначено на 17 мая) лишь при условии его будущей доработки с учетом высказанных замечаний. "Мы считаем, что в настоящее время сотрудники Роспотребнадзора, в отличие от ЦБ, не всегда обладают необходимой квалификацией, чтобы грамотно оценить условия предоставления финансовых услуг гражданам",— пояснил зампред комитета, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Заручились законодатели и поддержкой Минфина. "Мы считаем логичной унификацию правоотношений в сфере защиты прав потребителей",— заявил Алексей Моисеев, замминистра финансов.

Осуществление этой инициативы значительно ослабит позиции розничных банковских клиентов в спорах с кредитными организациями, полагают эксперты, а они в последние несколько лет стараниями Роспотребнадзора зсущественно укрепились. Таким образом, в итоге судебных разбирательств с Роспотребнадзором банки лишились права взимать с заемщиков-граждан несколько банковских комиссий — за открытие и ведение счета, и досрочное погашение кредита. В итоге, по сведениям судебного департамента при Верховном суде, лишь в 2012 году граждане подали свыше 146 тыс. исков к различным финансовым организациям, отсудив у них 5,8 млрд руб. По оценке Олега Иванова, вице-президента ассоциации региональных банков "Россия", порядка 90% данной суммы составляют неправомерно, по мнению судов, начисленные банками комиссии. Самым последним успехом ведомства Геннадия Онищенко явился запрет на продажу розничных банковских долгов коллекторам.

Если данная инициатива депутатов будет исполнена, в спорах с розничными клиентами позиции банкиров значительно укрепятся. "Передача защиты прав потребителей банковских услуг от Роспотребнадзора к ЦБ полностью перечеркнет прошлые успехи,— полагает Дмитрия Янин,  председатель Международной конфедерации обществ потребителей.— Уверен, что ЦБ не будет так лоялен к розничным банковским клиентам, как ведомство Геннадия Онищенко". Такому повороту событий банкиры только рады. "Думаю, что это правильно,— поясняет Наталия Окунева, директор юридического департамента Юникредит-банка.— Сейчас к защите прав потребителей Роспотребнадзор подходит однобоко, зачастую вставая на сторону недобросовестных заемщиков". ЦБ будет более объективно оценивать любую претензию, полагаетт она. Однако в Роспотребнадзоре не собираются сдаваться. "Согласно гражданскому законодательству, функции в сфере защиты прав потребителей могут исполняться только органами исполнительной власти, ЦБ же к ним не относится",— сообщает Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора.

Москва