Банк ВТБ 24
Рейтинг банка банка ВТБ 24 1.35

ВТБ24 выпустит облигации для населения

ВТБ24 выпустит облигации для населения
12 мая 2017   Облигации   ВТБ 24

Планы банка ВТБ24 на осень связаны с выпуском нового инструмента — ипотечных бондов для населения, общий объем составит до 10 млрд руб. Условия выпуска банк определит после того, как проанализирует итоги размещения ОФЗ-н Министерства финансов. По мнению экспертов, потенциально эта идея может вызвать интерес инвесторов.

По словам главы банка Михаила Задорнова, осени ВТБ24 предложит гражданам альтернативный инструмент сбережений в виде ипотечных облигаций. На данном этапе банк отслеживает, как продаются облигации для населения, выпущенные Минфином (ОФЗ-н), так можно будет дать оценку тому, сколь высоким может быть спрос его клиентов на такие инструменты. Разговоры про объем выпуска и доходность пока преждевременны. Но с нашей стороны это будет фиксированная ставка. Снижение рублевых ставок продолжится, поэтому мы хотим предложим нашим клиентам диверсификацию их сбережений. Этот инструмент будет по-своему интересен, так как что доход по нему будет более высоким, нежели по депозитам; кроме того, доход по облигациям, в соответствии с новым законодательством, не подлежит налогообложению.

У новых бумаг будут свои отличия от ОФЗ-н по ряду параметров. Ипотечная бумага должна обладать абсолютной ликвидностью. Она должна быть рыночной. Ставка будет зафиксирована на весь период. У владельцев таких облигаций будет возможность их продажи на вторичном рынке.

ВТБ24 готовит эмиссию нового продукта с учетом клиентского спроса. В разные инвестпродукты клиентами ВТБ24 вложено свыше 150 млрд руб. Преимущественно это покупка облигаций, страхования жизни, еврооблигаций, выпущенных российскими эмитентами.

По словам старшего вице-президента, директора департамента ипотечного кредитования ВТБ24 Андрея Осипова, банк сейчас рассматривает вариант, чтобы разместить до конца этого года выпуск ипотечных облигаций для граждан объемом до 10 млрд руб., но купить их смогут клиенты private banking группы ВТБ. Это станет нашим собственным пилотным проектом, по итогам которого можно будет дать оценку целесообразности предложений такого рода инструментов в перспективе.

По мнению ряда экспертов, идея ВТБ24 потенциально может оказаться интересной. И все же они отмечают, что уровень спроса на новые бумаги зависит от условий, которые предложит банк. По словам аналитика по долговым рынкам Райффайзенбанка Дениса Порывай, ввиду снижения ключевой ставки ЦБ заинтересованность ипотечными облигациями под гарантию АИЖК нужно сравнивать с облигациями, относящимися к первому эшелону. В среде инвесторов эти бумаги будут востребованы при условии высокой - на уровне 9% годовых - доходности.

Эксперты говорят и об особенностях этих ценных бумаг. Главная проблема любой ипотечной облигации — неликвидность. И чтобы решить эту проблему, необходимо выпустить большой объем таких бумаг.

Более того, как правило, ипотечные облигации размещаются на длительное время. к тому же нельзя забывать про амортизацию, к примеру, ипотека погашается досрочно, а часть номинала получат держатели облигаций.

Не менее важно обеспечение для таких бумаг вторичной ликвидности и регулярной информационной поддержки от банков, котирующих эти бумаги, в вопросе расчета дюрации. Многие инвесторы предпочитают не работать с ипотечными ценными бумагами, так как отсутствуют фиксированная дюрация и доходность.

Тем не менее, планами ВТБ24 могут вдохновиться и другие участники рынка - таково мнение экспертов. По мере того, как снижается стоимость на недвижимость и ставки, растет доступность покупки жилья в ипотеку. Для банков ипотечные бумаги являются хорошим инструментом. Банки заинтересованы в увеличении ликвидности и снижении нагрузки на капитал.

По данным Мосбиржи, за первые 8 рабочих дней Минфином было размещено свыше 50% дебютного выпуска ОФЗ для населения. Размещение осуществляется через отделения ВТБ24 и Сбербанка России. В ВТБ24, как сказал Задорнов, по итогам 8-ми рабочих дней принято 2,5 тыс. заявок на ОФЗ для населения на 2,8 млрд руб. Средняя заявка превысила 1,2 млн руб., и это, преимущественно, клиенты, входящие в сегмент «привилегия».

Москва