Запуск в России внесудебного решения споров в торговле онлайн

Запуск в России внесудебного решения споров в торговле онлайн
5 сентября   Аналитика

Запуск площадки, на которой будут решаться конфликты в интернет-торговле между покупателями и продавцами, произойдет на базе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Вначале она будет работать в виде эксперимента на деньги компаний-членов ассоциации. Отношение чиновников к этому механизму неоднозначное, а юристы, чтобы свести к минимуму конфликты, выступают за увеличение судебных издержек.

Об экспериментальном запуске досудебного механизма, способного разрешить конфликты в отечественной интернет-торговле, стало известно от источника на рынке - 31 августа в Минэкономразвития прошло межведомственное совещание по этой теме, на котором он присутствовал. По словам представителей пресс-службы ведомства, участники рынка выразили готовность к запуску пилотного проекта в инициативном порядке, но точная дата запуска площадки по разрешению конфликтов пока неизвестна.

По словам представителя АКИТ Артема Соколова, покупателям можно будет попробовать урегулировать конфликт в досудебном порядке на этой площадке после того, как магазин получит жалобу. Потом  от потребителя потребуется предоставление любых бумаг или электронной переписки, подтверждающих то, что конфликт имеет место. Затем представителями независимого Общества защиты прав потребителей спор будет рассмотрен.

Запуск и эксплуатация независимой площадки для разрешения конфликтов в досудебном порядке потребует от всего рынка финансовых вливаний, чтобы было чем оплачивать работу специалистов Общества защиты прав потребителей — участники АКИТ заявили о своей готовности задействовать для этого свой бюджет.

Среди санкционных мер для магазинов, нарушивших правила, возможно, воспользуются публичными рейтингами, по которым покупателям будет проще ориентироваться, чтобы знать о том, как работает и ведет себя на рынке тот или иной ритейлер.

Ка сказал Соколов, АКИТ пользуется такой системой решения конфликтов с 2012 года, ежегодно рассматривается до 300 жалоб, составленных клиентами. Участники АКИТ пользуются этой системой бесплатно, более того, к нарушителям в некоторых ситуациях могут быть применены самые жесткие санкции, в т.ч. исключение из АКИТ.

По мнению советника президента России по проблемам интернета Германа Клименко, урегулирование конфликта до суда - это всегда правильно. Важно, какая площадка задействована для решения конфликтов, а чтобы решения были признаны, необходимо, чтобы участники доверяли друг другу. В Роспотребнадзоре, регуляторе закона о защите прав потребителей, пока нет понимания того, что сегодня не дает решать проблемы и без таких механизмов.

По статистике Союза потребителей, количество поданных гражданами в прошлом году жалоб на действия интернет-магазинов превысило 100-тысячную отметку. При этом, если посмотреть прогноз общественных организаций, учитывающие динамичный рост сферы электронной торговли на 2017–2018 гг., ежегодное количество таких обращений превысит 200 тыс.

По словам представителя пресс-службы Минпромторга, в странах, входящих в еврозону, запуск платформы по урегулированию споров между онлайн-торговцами и покупателями состоялся в феврале этого года. И пока преждевременен разговор о практике применения платформы, её недостатках и преимуществах.

Как считают в МЭР, инициировавшем появление площадки в России, такому механизму доступно разрешение до 80% всех конфликтов и, как следствие, снижение нагрузки на судебный аппарат.

По словам заместителя министра эконразвития Олега Фомичева, в интернет-торговле досудебный вариант разрешения конфликтов актуален, так как от участников рынка, в первую очередь крупных интернет-магазинов часто можно услышать жалобы на то, что покупатели, пытаясь защитить свои права, злоупотребляют ими. Многие адвокатские конторы в интересах покупателей направляют в суды массовые иски (если на то появляется хоть малейший повод), чтобы ритейлеры выплатили им больше денег.

По словам партнера юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, представление в суде обманутого покупателя - дело достаточно выгодное. В рамках закона в пользу обманутых граждан с продавцов взыскивают штрафы, равные 50% от заявленных сумм.

По мнению председателя коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, количество споров в сфере интернет-торговли растет, что связано с ростом этого рыночного сегмента. А в пользу снижения количества рассматриваемых через суд конфликтов может сыграть увеличение размеров судебных издержек, которые выплачивает проигравшая сторона.

Популярные темы
Все темы Автокредиты 34 акция 287 Аналитика 580 Антикризисный план 5 Аудиторы 4 Банкноты 7 Банковская гарантия 4 Банковские прогнозы 202 банковский кризис 436 Банкоматы 9 Банкротство 83 Бизнес-кредиты 48 Благотворительность 31 Валюта 64 Вклады 256 Выставки 13 Дебетовая карта 5 Денежные переводы 79 Долг 39 Доллар 19 Евро 6 Знаменательная дата 8 Инвестиции 5 Интернет-Банк 40 Ипотека 185 Карта "Мир" 6 кипр 11 Ключевая ставка 4 Коллекторы 12 Конкурс 22 Конференция 14 Кредитные карты 126 Кризис 22 Круглый стол 5 Курс валют 62 Лизинг 4 Ломбард 4 Льготы 4 Материнский капитал 4 Минфин 12 Мобильный банк 29 Монеты 4 Мошенничество 314 МФО 13 Налоги 11 Нефть 18 Новый закон 12 НПФ 6 Облигации 6 Обмен валюты 6 Обыск 4 Отзыв лицензии 14 Открытие нового офиса 13 Открытие офиса/филиала 8 Оффшорные банки 4 Ошибка банка 4 Пенсия 21 Потребительские кредиты 34 Пресс-релиз 2346 преступления 32 Призы/Награды/Премии 53 Рейтинг 298 Рубль 58 Санация 4 Семинары 5 Сотрудничество 242 Спонсорство 5 Страхование 22 Суд с банком 26 Фестиваль 6 Форум 39 Хакеры 12 ЦБ 136 Центральный Банк 20 Экономика 6 Юрлицам 7
Москва