Как банки навязывают клиентам ненужные услуги

Как банки навязывают клиентам ненужные услуги
23 февраля 2013  советы заемщику

Мечте Роспотребнадзора о том, чтобы заемщики платили по кредиту только фиксированные проценты, похоже, в ближайшее время не суждено сбыться. По крайней мере, пока заемщикам приходится отбиваться от постоянных попыток банков вытянуть из них побольше.

Больше всего жалоб у заемщиков вызывает страховка. Как известно, действующее законодательство запрещает банкам требовать от клиентов страхования. Еще более жестко запрещено навязывать заемщикам какие-то конкретные страховые компании, расценки в которых, как правило, существенно выше средних по рынку.

Навязывание услугОднако многие банки с этим законом не считаются. Например, совсем недавно в Самарское управление федеральной антимонопольной службы (ФЭС) поступила жалоба на «Хоум Кредит энд Финанс Банк». По словам заявителя, ему согласились предоставить кредит только при условии страхования в компании из группы Generali PPF. Была проведена проверка, при которой обнаружились любопытные факты: банк действительно обязывал всех клиентов страховать свое здоровье, причем он имел партнерское соглашение только с компанией ООО «Дженерали ППФ Страхование жизни». Таким образом, страховки всех прочих компаний признавались недействительными.

Похожая ситуация обнаружилась в нижегородском банке «ДельтаКредит». Он предлагал клиентам на выбор несколько страховых компаний. Тем, кто пробовал отказаться от страховки или обращался в стороннюю страховую компанию, попросту отказывали в кредите.

Многие банки научились искусно обходить законы ФАС и Роспотребнадзора. В их кредитных договорах написано, что отказ от оформления страховки не может стать причиной для отказа в кредите. Но всех заявителей просят подписать дополнительное соглашение, в котором прямо говорится, что без страховки на кредит можно не рассчитывать.

Есть и еще более простой «лохотрон». Недавно один петербуржец купил в кредит стиральную машину. Сотрудница банка «Ренессанс кредит», оформляя кредит, включила в стоимость и страховку. Она заявила, что это необходимо для заключения договора, но клиент всегда может расторгнуть договор страхования и получить обратно деньги. Однако, когда заемщик обратился в отделение банка, его уверили, что отказаться от страховки уже невозможно.

Помимо страховок, многие банки навязывают клиентам услуги «мобильный банк» и «смс-оповещение». Все это, разумеется, стоит денег. Что особенно раздражает, даже личные просьбы клиентов отключить эти услуги банки исполняют не всегда.

Навязывание ненужных услугКроме того, банки щедро «угощают» клиентов дебетовыми и кредитными картами. Все это подается под соусом «бесплатного обслуживания» и «пока карта не активирована, никакие комиссии не взымаются». Все, разумеется, без лишних раздумий эти карты берут, а дома кладут на полку и забывают. А потом долг на карте начинает мистическим образом расти. Выясняется, что бесплатной карта была только первое время – а потом с нее начали списывать комиссии за обслуживание и начислять пени. Хорошо, если клиент узнает об этом быстро – за пару лет может набежать кругленькая сумма.

Еще одна излюбленная медвежья услуга банка – увеличить без ведома и согласия заемщика кредитный лимит его карты. Человек, у которого, скорее всего, несколько карточек, этого не замечает или решает, что на карту переводят его зарплату. Он начинает больше тратить и не вносит вовремя платежи. В результате набегают огромные штрафы.

Специалисты настоятельно советуют гражданам не закрывать глаза на банковский произвол. Если Вам кажется, что с Вами поступили несправедливо – смело обращайтесь с претензиями в профильные ведомства. Ведь капля камень точит! Именно такие частные заявления могут со временем радикально изменить ситуацию на рынке.

Москва