Как оценивается кредитоспособность юридических лиц

Как оценивается кредитоспособность юридических лиц
8 сентября 2013  советы заемщику

В современной экономической теории не существует точного определения понятия «кредитоспособность». В большинстве случае кредитоспособность определяется как возможность потенциального банковского заемщика в полной мере и в установленные сроки возвращать кредитуемые денежные средства. Некоторое финансовые эксперты прибавляют к данному определению еще и желание заемщика своевременно вернуть банку долг. Обязательное включение в определение последнего пункта, широко распространено на просторах западной и американской экономической практики, в которой даже существует специальный термин, обозначающий желание заемщика вернуть долг и степень доверия к нему банку - «creditworthy».

На сегодняшний день в, казалось бы, устоявшейся банковской системе до сих пор нет четко отработанный схемы оценки уровня кредитоспособности потенциальных клиентов. В разных государствах платежеспособность клиентов оценивается совершенно по-разному. Это объясняется, исходя из исторических и культурных факторов различных стран, а также из разницы в системе устройства экономики.

Если говорить о юридических лицах, то банковская проверка платежеспособности проводится в 2 этапа:

  1. Проведение финансового анализа компании (ООО, ИП, ЗАО и прочее),Кредитоспособность основанного исключительно на экономических показателях.
  2. Качественный анализ. В экономической теории под качественным анализом принято понимать оценка того или иного фактора, например, кредитоспособности, на основе факторов, непопадающих под категорию количественные. Среди качественных факторов можно назвать, например, деловую репутацию потенциального заемщика, время существования его компании-работодателя на рынке труда, кредитную историю и прочее.

Качественный анализ, призванный оценить кредитоспособность юридических лиц, несколько сложнее, чем для лиц физических. При таком анализе определяются и рассчитываются такие показатели как – уровень и коэффициент ликвидности предприятия, товарный и денежный оборот, общая рентабельность предприятия, обеспечение бизнеса собственным материальным базисом.

Подводя итоги можно сказать, что, оценивая кредитоспособность клиента, банк присваивает ему так называемый класс. В зависимости от этого класс и устанавливается уровень доверия к клиенту. Класс рассчитывается путем расчета среднего коэффициента от каждого полученного показателя.

Москва