С пластиковой карточки пропали деньги. Что делать?

С пластиковой карточки пропали деньги. Что делать?

По утверждению некоторых экспертов и знатоков кредитных карт, имеющуюся на магнитной полосе карты информацию можно получить, если скопировать ее с помощью определенного банкомата. Пин-код вполне может быть зафиксирован видеокамерой. В итоге, мошенники получают доступ к средствам, которые есть на карте, даже не имея ее. Злоумышленники снимают деньги, скрываются, а настоящему владельцу карты придется разбираться с банком и выяснять, кто же виноват.

Отметим, что такую ситуацию оспорить очень трудно. Ведь снять деньги с карточки можно только путем введения ПИН-кода, который должен быть известен исключительно владельцу карты – третьим лицам передача ПИН-кода запрещена.

Нередки случаи, снятия денег за границей. В этой ситуации доказать тот факт, что средства были сняты мошенниками можно – нужно только представить банку доказательства, что владелец карты, как и сама карта не покидали пределы государства.

Если Вы обнаружили, что карта исчезла, а также, если Вы прежде замечали, что деньги с нее снимаются без Вашего ведома, нужно как можно быстрее обратиться в банк с просьбой о блокировке карты. Потом нужно поменять номер карты. Кроме этих действий, разумно будет подать в банк заявление, в котором будет указано, что средства с Вашей карты снимались незаконным образом - в ходе судебного разбирательства это можно опротестовать. Тогда надо будет иметь доказательство того, что Вы в момент снятия денег находились в другом месте. Например, Вы покинули страну, в Вашем паспорте стоит соответствующий штамп о пересечении Вами границы, а спустя какое-то время по карте была произведена оплата или снятие с нее денег – это и будет служить доказательством того, что информация с Вашей карты использовалась злоумышленниками.

Следует знать, что уверенные в своей правоте и настойчивые владельцы банковских карточек очень часто доказывают свою правоту и, следовательно, добиваются возврата своих денег.

Как можно оспорить факт мошенничества?

Для банков термин «сhargeback» - означает неприятный процесс оспаривания сумм, незаконным путем снятых с карточек. В случае, если Вы вдруг обнаружили пропажу денег со своей карточки, сразу же обращайтесь в банк для оформления заявления в банк-эмитент - именно будет проводить собственное расследование, чтобы подтвердить (или же опровергнуть) полученную от Вас информацию об осуществлении транзакций.

Как только все необходимые документы и сопроводительная информация будут подготовлены, банк-эмитент отправляет в адрес платежной системы или же банку-эквайру, который совершает операции по банковским картам, chargeback. Так банк проводит процедуру возврата суммы денег, снятой с Вашей карты незаконным путем. Средства поступают на транзитный банковский счет, где они хранятся до 1,5 месяцев. В запутанных, сложных случаях срок хранения денежных средств на транзитном счете увеличивается до 3 месяцев. А на счет клиента деньги перечисляются только в том случае, если в положенный срок банк-эквайр не оспаривает операцию возврата. Конечно, если он не признает мошеннический или ошибочный характер транзакции, то может опротестовать операцию повторно. Тогда клиент и банк должны предоставить другие документы и доказательства. При успешном завершении этого спора, клиенту перечисляются деньги, хранящиеся на транзитном счете. В противном случае банк-эмитент может получить предарбитражное уведомление.

Во избежание таких неприятных ситуаций, как разбирательства в суде, с целью выяснить, куда исчезли деньги, клиенту при пользовании банковской и платежной картой нужно соблюдать главные правила: никогда, никому и ни под какими предлогами не передавать третьим лицам свою карту и уж тем более ПИН-код к ней.

Какова цена оспаривания?

Полезно знать, что расходы, связанные с опротестованием транзакций с банковской карты, оплачиваются владельцем карты. Для оплаты оспаривания операций банки устанавливают минимальную фиксированную сумму. Обычно, она составляет 5-10 долларов. Проведение chargeback для платежной системы равна примерно 4,5 долларам, но некоторые системы плату не взимают.

Не стоит забывать и о том, что оплата за арбитраж платежной системы в вышеописанные расходы не входит. На рассматривание арбитражем выносятся только самые запутанные и сложные вопросы по оспариванию. Ввиду того, что данная процедура довольно дорогая – 500 долларов - многие клиенты не идут на опротестование и не доводят дело до арбитража. Из-за высокой стоимости до арбитражного разбирательства имеет смысл доводить дело только в случае потери крупных денежных сумм и притом, что клиент на сто процентов уверен в своей правоте. Зачастую процесс оспаривания длится в течение полугода. Для клиентов, опротестовывающих операции, проведенные внутри своего банка, а также для VIP-клиентов срок процедуры оспаривания может быть сокращен.

Кто виноват?

Однако не всегда опротестование операций с банковскими карточками связано с мошенническими действиями. Как правило, около половины клиентов, обратившихся в банк, выступают с жалобами на транзакции, на которые оказал влияние человеческий фактор. Для опротестования обращаются и клиенты, которые будучи в нетрезвом состоянии, производили оплаты в баре или ресторане.

Не стоит забывать, что перед тем, как оплачивать счет в баре или ресторане платежной картой, нужно узнать у официанта, можно ли в этом заведении предоставить терминал для оплаты картой непосредственно за Ваш столик. Если это не предусмотрено, клиент должен лично присутствовать при проведении операции. Отказать Вам не могут, и обязаны провести к терминалу.

Исчезли деньги с картыРассмотрим ещё одну ситуацию. При малейшем подозрении в том, что продавцом или официантом проведены несанкционированные действия с Вашей карточкой Вы имеете право потребовать чек. Рекомендуется также использование системы мобильного банкинга для систематического отслеживания всех движений своих денежных средств по счету. При появлении каких-либо сомнений следует сразу же проинформировать сотрудников банка и более тщательно изучить условия оплаты. В особенности, это касается операций, которые связаны с заказом товаров по телефону, Интернету или же другими действиями в Интернете.

На сегодняшний день практически у каждого российского банка есть свой личный черный список клиентов, когда-либо пойманных на проведении мошеннический действий. Прежде чем предъявлять безосновательные претензии банку, хорошо подумайте, стоит ли это делать, а также представьте последствия, возможные в случае обмана.

Украли деньги – как вернуть?

  • сначала, как можно быстрее обратитесь в банк, чтобы выяснить время, дату, сумму, город и страну, где была проведена операция;
  • удостоверьтесь, что операция с картой была проведена посторонними лицами, а не Вашими домочадцами, у которых есть доступ к Вашей карте и данные ПИН-кода;
  • в качестве доказательства соберите документы, подтверждающие Вашу правоту: справку с работы, указывающую, что в момент оплаты кредитной картой услуги или покупки, или же в момент снятия денег с карты в другой стране, Вы (владелец карты) не находились в отпуске;
  • обратитесь в банк с заявлением и подтверждающими документами;
  • запаситесь терпением, так как в среднем процедура опротестования длится в среднем 30-40 дней;
  • в случае если банк отказывается удовлетворить Ваше заявление, потребуйте проведения повторной процедуры опротестования, а потом и арбитража;
  • если и эти действия не помогут, нужно обратиться в суд с исковым заявлением.

 

Москва