
Решением регулятора от 25 октября лицензий на проведение банковских операций лишены банк «Союзный» (регномер 3236, Москва) и Уралтрансбанк (регномер 812, Екатеринбург).
По сведениям ЦБ, ключевое направление модели бизнеса банка «Союзный» заключалось в том, что он предоставлял юридическим лицам кредиты и банковские гарантии. При этом надзорный орган регулярно выявлял, что банк недооценивал кредитный риск, в связи с чем неоднократно применял к нему меры воздействия для адекватной оценки принимаемых рисков.
К тому же деятельность банка, как было выявлено, сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства и нормативных актов ЦБ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, банк направлял в уполномоченный орган неполные и недостоверные сведения по операциям, которые нужно обязательно контролировать.
По мнению регулятора, за работой КБ «Союзный» Банк России наблюдал длительное время, так как банк осуществлял транзитные сомнительные операции. При этом, несмотря на то, что надзорный орган провел с банком необходимую работу, объем указанных операций не снизился. Более того, в III кв. т.г. банк замечен в проведении высокорисковых операций клиентов, связанных с продажей торгово-розничными компаниями выручки в наличном виде. По этим обстоятельствам можно было понять, что руководство и собственники кредитной организации не намерены предпринимать действенных мер, чтобы пресечь вовлеченность клиентов банка в сомнительную деятельность.
В работе Уралтрансбанка использовалась универсальная бизнес-модель: банк выдавал кредиты юридическим и физическим лицам, привлекая как основной источник фондирования денежные средства населения. Как следует из сообщения ЦБ, при этом банком систематически занижалась величина принимаемого кредитного риска. После надлежащей оценки кредитного риска - этого потребовал надзорный орган - в 2017 году было выявлено, что собственные средства (капитал) банка существенно снизились, что банк не соблюдал обязательные нормативы и, как следствие, появились основания для применения мер, предупреждающих несостоятельность (банкротство).
Банк самостоятельно разработал план, чтобы улучшить финансовое положение, и этот план утвердило решение Комитета банковского надзора Банка России в прошлогоднем сентябре. Но, как отметил Центробанк, реализации ключевых мероприятий этого плана не произошло, в том числе банк так и не привлек потенциального инвестора.
В дальнейшем качество активов Уралтрансбанка продолжало ухудшаться, что привело к необходимости доформировать резервы на возможные потери, далее банк полностью утратил собственные средства и, как следствие, план мер по его оздоровлению, надзорный орган признал, как невозможный к исполнению.
Регулятором неоднократно применялись в отношении банков меры надзорного воздействия (6 раз за последний год - к банку «Союзный», трижды — к Уралтрансбанку), в том числе с вводом ограничений на привлечение денежных средств граждан.
По сообщению АСВ, банки участвуют в системе страхования вкладов. Вкладчики начнут получать выплаты страховки не позднее 8 ноября.












