
Банкиры направили в Минюст обращение, содержащее просьбу о не распространении на них полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в части контроля над тем, как взыскиваются долги физлиц. По мнению участников рынка, это приведет к образованию двойного регулирования, так как эта сфера уже контролируется ЦБ. Но вряд ли этот аргумент сможет изменить положение дел. Банк России полностью поддерживает инициативу, а по мнению экспертов, если полномочия этого органа будут расширены, контроль станем централизованным.
На прошлой неделе, 13-го числа, Ассоциацией российских банков (АРБ) было опубликовано письмо на имя министра юстиции Александра Коновалова. Банкиры попросили учесть мнение сообщества, когда будет дорабатываться законопроект, вносящий изменения в ст. 14.57 КоАП. Документом предусматривается вывод из КоАП формулировки «за исключением кредитных организаций», которая часто приводила к тому, что суды отказывались от привлечения банков к ответственности, если последние нарушали 230-ФЗ (о защите прав граждан, с которых взыскиваются долги). Кроме того, поступило предложение об увеличении штрафов для кредиторов в 2,5 раза до уровня, который применяется к коллекторам, и о разрешении сотрудникам ФССП заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях по ст. 14.57 КоАП.
Как уверяют в АРБ, эти вопросы уже отрегулированы: у Банка России есть все необходимые инструменты, чтобы надзирать и привлекать кредитные организации к ответственности в случае нарушения ими: в №230-ФЗ. Ст. 74 86-ФЗ ("О Банке России") содержит ряд достаточно жестких административных мер воздействия Банка России на банки.
В АРБ уверены в необоснованности уравнивания штрафов для банков и коллекторов, ведь последние являются профессионалами в работе с возвратом просроченной задолженности, к ним предъявляются очень высокие требования, чем они и отличаются от других кредиторов, а значит, степень «общественной опасности» в случае допуска ими нарушений более высок. Более того, пояснительная записка к законопроекту не содержит аргументации, которая бы подтверждала необходимость установления штрафов в указанном размере. Также банкиры против того, чтобы дела о привлечении к административной ответственности передавались в ФССП, они считают, что поскольку эти дела сложны - рассматриваться они должны в суде.
До недавних пор банковское сообщество поддерживал и регулятор, где были уверены в ненужности передачи ФССП контроля над тем, как банки проводят взыскания. Но недавно отношение к этому вопросу в ЦБ изменилось в пользу поддержки законопроекта.
Представителя Минюста подтвердили факт поступления обращения ассоциации и передачу его на рассмотрение, добавив, что банки, возможно, будут включены в число субъектов административного правонарушения ст. 14.57 КоАП, и к ним будет применяться ответственность за правонарушение, аналогичная суммам, установленным для коллекторов «чтобы исключить неравенство условий для лиц, работающих с возвратом просроченной задолженности» граждан. А передача ФССП полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях предложена, чтобы «обеспечить единство правовых подходов и методов при осуществлении контроля государства требований, прописанных в законодательстве».
По мнению экспертов, передача полномочий контроля за всеми взыскателями ФССП и запуск единых правил игры - меры обоснованные. По словам партнера юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрия Горбунова, банки озабочены собственным благополучием и заинтересованы в сохранении уровня воздействия законодательных норм. Но этот аргумент можно назвать, скорее, проходным, так как реальные случаи воздействия ЦБ на нарушителей при взыскании долгов отсутствуют.
Как считает юрист, расширение полномочий ФССП прибавит внимания к каждому случаю, когда был нарушен закон, поэтому так важна централизация контроля. По мнению главы "Юридического бюро №1" Юлии Комбаровой, процесс взыскания долгов физлиц должно регулировать одно ведомство, а не несколько. Решение проблемы должно быть комплексным в отношении всех, кто работает на рынке взыскания. По мнению президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, все, кто делает одну и ту же работу, независимо от того, какой это вид деятельности вспомогательный или основной, должны быть уравнены в правах и обязанностях.












