
Решением Верховного суда, гражданин, который задолжал кредиторам гражданин имеет право потратить деньги на нужды, связанные с содержанием его ребенка, даже если между бывшими супругами отсутствует официальное соглашение об алиментах. Банкротство не отменяет родительских обязанностей гражданина, хоть и требует, чтобы был соблюден разумный баланс между кредиторами и интересами детей. По мнению юристов, есть опасение, что должники будут использовать этот аргумент об алиментах для того, чтобы выводить активы.
Все началось с публикации 10 марта решения Верховного суда по спору об алиментах банкрота. В рамках банкротства Ивана В. (признание его несостоятельности состоялось в 2021 году) финансовым управляющим гражданина было оспорено 17,86 млн руб. выплат Ивана В. в пользу его экс-супруги Светланы, совершенных в 2017–2020 гг. Как считал управляющий, гражданин злоупотребил своим правом, в результате чего пострадали интересы кредиторов.
В декабре 2021 года Арбитражным судом г. Москвы иск был удовлетворен, а довод бывшей супруги о том, что деньги - «алиментные выплаты на обучение и содержание их не достигшей совершеннолетия дочери, отклонен. К тому же официального соглашения об алиментах бывшие супруги не заключали, а экс-жене, как счел суд, должно было быть известно о финансовых проблемах мужа. Решение было поддержано апелляцией и кассацией, с уточнением, что назначением платежей было «дарение близкому родственнику», а указание о том, что выплачиваются именно алименты, отсутствовало.
Инна В. направила в ВС жалобу, в которой подчеркнула, что суды не внимательно изучили документы, подтверждающие расходование средств, а родителю нужно содержать ребенка. Сумма выплат, по мнению женщины, не была завышенной, и ребенок был материально обеспечен. Дело было передано в экономическую коллегию ВС, впоследствии отменившую судебные решения.
По закону родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, но они могут самостоятельно определять порядок и форму такого содержания. На момент выплат Инна В. и ее ребенок проживали отдельно от бывшего мужа, а значит, в платежи сумм должны быть включены выплаты, связанные с содержанием дочери. Как раз в то же время должник перестал осуществлять выплаты по другим долгам, отдавая деньги семье, что было расценено судами, как нарушение прав кредиторов.
По мнению главы практики банкротства и реструктуризации Savina Legal Александры Алфимовой, благодаря решению Верховного суда, должники и их супруги смогут отстаивать выплаченные перед банкротством алименты в отсутствие письменного соглашения. Несомненный плюс этой позиции заключается в том, что она социально ориентирована на защиту интересов детей. По мнению управляющего партнера юридической фирмы ЮКО Юлии Ивановой, у детей есть приоритет перед кредиторами в части денежных обязательств, так как алиментные требования - это первая очередь погашения в банкротстве.
Но важнейшая задача суда здесь - соблюсти баланс интересов. Если размер выплаченных экс-супруге сумм не был выше размера, который положен ребенку по закону, здесь права кредиторов не нарушаются.
По словам партнера Guskov & Associates Игоря Гуськова, позиция суда несколько проблематична. Решение ВС не содержит инструкции по поводу того, каким образом в отсутствие соглашений или судебных решений отличить платеж по алиментам от попытки вывода денежных средств под видом благородной цели.
По мнению младшего партнера юридической группы «Яковлев и партнеры» Дениса Крауялиса, это, несомненно, ведет к созданию рисков злоупотреблений, ведь должник, перечисляя деньги по договору дарения, в дальнейшем может сказать, что все это было алиментами. Юристы схожи во мнении, что суды будут вынуждены более внимательно знакомиться со всеми деталями, чтобы кредиторы не оказались в неравном положении.












