
Пожизненную дисквалификацию могут получить не только топ-менеджеры банков-банкротов, страховых компаний и НПФ, но и руководители рейтинговых агентств и компаний-аудиторов. Эти поправки ко второму чтению проекта закона о деловой репутации подготовлены Министерством финансов и Советом Федерации. Таким образом, посредством ужесточения наказания уравновесилась возможность подачи апелляции в Центробанк для того, чтобы решение можно было обжаловать.
В принятом в первом чтении проекте предусматривалась дисквалификация топ-менеджеров банков на 10-летний срок. Но Минфин счел, что эта мера недостаточна. Как решили в финансовом ведомстве, человек, стоящий во главе финансовой компании, должен четко понимать вме процессы, которые в ней происходят. Поэтому если компания оказалась на грани банкротства, то это связано или с халатным отношением к своим обязанностям ее руководства, или с преднамеренным подведением компании к краху.
Законопроектом декларируется пожизненное наказание всех лиц, на ком лежала ответственность за будущее компании: генеральный директор (если это банк — председатель правления), его заместители, бухгалтеры, члены правления и наблюдательный совет финорганизации. Совфеде выступил за еще большее расширение этого списка, считая, что ужесточение условий допуска на финансовый рынок - это рациональная превентивная мера, повышающая качество и статус профессионального сообщества, в нашем случае - финансового.
По словам сенатора Николая Журавлева, позиция Минфина отражена в предложениях, которые были озвучены в Совете Федерации. Очень важно оказать поддержку этому законопроекту, чтобы он как можно скорее был принят. К тому же, необходимо введение дополнительных требований к деловой репутации, наряду с повышенной ответственностью и для руководства кредитных рейтинговых агентств и аудиторских компаний, занимающихся банковским аудитом.
Но Минфин не забыл про презумпцию невиновности, право обжалования обвинения предусмотрено в виде подачи апелляции в Центробанк.
Пока ни Минфин. ни Центробанк не комментируют тему. По мнению юристов, банкиров и даже топ-менеджеров рейтинговых агентств, в целом правила игры должны быть ужесточены, но и тут важен ряд «но».
По словам председателя правления банка «Югра» Дмитрия Шиляева, если регулятором вводится запрет на профессию для участников, повторно приведших кредитную организацию к банкротству - это справедливое решение. Но в других случаях оно должно быть четко обосновано, например, если в суде докажут, что конкретный человек преднамеренно обанкротил компанию.
По словам старшего юриста компании BMS Law Firm Тараса Хижняка, дисквалификация, как законодательно закрепленная мера, более результативный инструмент, чем обычное согласование кандидатур банкиров с Центробанком, так как она будет относиться в обязательном порядке ко всем.
По мнению директора по рейтинговой деятельности агентства RAEX («Эксперт РА») Марины Чекуровой, ужесточение требований к деловой репутации финансистов - правильный шаг. Уже сегодня рейтинговое агентство могут лишить аккредитации, а для лиц, которые их контролируют или значительно влияющих на них, предусмотрен запрет на рейтинговую деятельность в течение года.
Но, по мнению заместителя председателя правления Ланта-банка Дмитрия Шевченко, идея Минфина и Совфеда популистская. Если в качестве «крайних» назначать руководство, при котором банк был лишен лицензии, то нельзя будет решить проблему качества управления банками.
Это системная проблема и её нельзя объяснять одной только глупостью руководства того или иного банка. Но в части кадров это таит в себе и некоторые риски, поскольку есть сомнения в том, что многие способные и понимающие люди согласятся занимать столь «расстрельные» посты, а значит, их заместят «зиц-председатели», что может привести к еще большим рискам в банковской системе. Эти меры регулятора правильнее назвать долгосрочными и положительного эффекта от них ждать только по прошествии нескольких лет.
Стоит сказать о существовании в России определенного «фильтра» банковского топ-менеджмента — Центробанком согласовываются кандидаты на руководящие должности, самостоятельно принимаются решение относительно каждого претендента. К тому же сейчас недобросовестный банкир может быть дисквалифицирован на 5 лет. По состоянию на сентябрь, «черная база» ЦБ представлена свыше 5,5 тыс. нечестных топ-менеджеров.












