
С начала декабря этого месяца активизировалась работа Центробанка по очистке банковского рынка от нечестных игроков. Накануне регулятор лишил лицензий сразу два банка, тогда как на протяжении всей осени отрасль ежемесячно "теряла" по два-три банка. В нынешнем году в два раза (в сравнении с прошлогодними) снизились темпы отзыва лицензий: 110 против 47. 47. И несмотря на этот "количественный" спад, внимание регулятора теперь приковано к более крупной «рыбе». Как уверены в S&P, в течение ближайшего года под прицелом окажутся узкоспециализированные коммерческие банки среднего масштаба.
В понедельник лицензий лишились банки — «Новопокровский» и «Евростандарт», находившиеся на 208-е и 539-е местах соответственно по объему активов в российской банковской системе. Первый банк прекратил работу, так как занимался сомнительными операциями, а в поведении его руководства были выявлены признаки недобросовестного поведения, второй — из-за того, что в кассе банка обнаружилось крупное хищение, а сама финорганизация была ориентирована на проведение «теневых» валютно-обменных операций.
Как указано в данных регулятора, по состоянию на 4 декабря в России осуществляется работа 569 банков. За год регулятором было выведено с рынка 47 игроков, в 2016 году тих было куда больше — 110. Как говорят эксперты, несмотря на сокращение количества отзывов лицензий, этот год стал временем «зачистки» рынка «по-крупному». Так, с рынка ушел банк «Югра», а санации банка «Открытие» и Бинбанка - исторически самые масштабные. Особое внимание регулятор уделил финорганизациям, находящимся на местах с 100-го по 300-е.
По словам партнера BDO Дениса Тарадова, в 2016 году рынок покинули многие мелкие банки. В этом году изменился характер работы регулятора - он «вычистил» меньше банков, но их объем увеличился, да и размер санаций вырос в разы в сравнении с прошлогодними.
В текущем году изменились и причины отзывов лицензий. Раньше решение регулятора об отзыве лицензии было основано на вовлеченности банка в сомнительные операции и нарушение его предписаний. Сегодня всё чаще отзывы связаны со «схемными» операциями руководства банков, «теневыми» валютно-обменными операциями и проблемами с ликвидностью.
По мнению председателя комитета Госдумы по финрынкам Анатолия Аксакова, главный вывод в сложившейся сегодня ситуации — завершение активной фазы отзывов лицензий, теперь из отрасли будут чаще уходить те игроки, которые не смогут быть достойными конкурентами. Массовый уход с рынка уже вряд ли возможен, в разы будет сокращен и размер банков, уходящих из этой сферы. Можно сказать, что регулятор вырезал раковую опухоль, а теперь занялся удалением метастаз, дальше начнется самостоятельное выздоровление организма.
Как показал последний обзор S&P Global Ratings, из-за сложившейся конъюнктуры продолжается создание рисков на банковском рынке для игроков небольшого масштаба. По мнению аналитиков рейтингового агентства, в перспективе небольшие частные банки будут более уязвимы перед потенциальными резкими неблагоприятными изменениями ситуации в части фондирования. Например, по причине возможного перехода вкладчиков к более надежным или крупным финорганизациям и роста волатильности на депозитном рынке.
Как оценили в S&P, мы увидим продолжение банкротств небольших и средних банков, при этом наиболее уязвимы узкоспециализированные банки и банки, имеющие высокую концентрацию активов или обязательств. Их бизнес-модели, как правило, основаны на сложившихся деловых отношениях с клиентами и могут быть неустойчивы, если среда изменится.
За последнюю 3-летку в России не отмечено появления новых банков. По словам Тарадова, постоянное ужесточение требований регулятора, твердо решившего оздоровить рынок и следование международным правилам Базель, ужимают этот рынок. При этом сколько и конце концов банков дойдет до финала — спрогнозировать нельзя. Пока не сработал ни один прогноз по итоговому количеству банков. Всё зависит от удовлетворения ЦБ качеством рынка, от чистоты всей системы и ее прозрачности. Это возможно и при 500 банках, и при 100. Сегодня чистота системы раза в два выше, чем 5 лет назад.
За последние несколько лет в финансовой сфере произошло много кардинальных изменений. Если раньше запуск банка был по сложности сопоставим с запуском любого производственного бизнеса, то сейчас требования в разы ужесточены. Так как банковскую сферу по праву можно назвать кровеносной системой всей страны, на банки возложена повышенная ответственность за то, что они делают. После изменения правил регулирования Банк России, чтобы завершить начатый тектонический сдвиг, должен только изменить психологию самих финансистов, до сих пор периодически считающих, что их поставили в те же условия, что и, например, пекарей.












