
Банк России решил придерживаться стороны кредиторов по вопросу их ответственности в случаях жесткого обращения с должниками. В настоящее время банкам и микрофинансовым организациям (МФО) Федеральная служба судебных приставов (ФССП) выписывает штрафы наравне с коллекторами, к примеру, при слишком частых звонках гражданам. Но ЦБ намерен сам давать оценку тому, как ведут себя поднадзорные ему организации. В итоге положение банкиров может, по сути, оказаться над законом, который должен упростить жизнь должников, а между ЦБ и ФССП может развязаться административная война.
Дело в том, что из-за участившихся случаев привлечения банков к ответственности при нарушениях ими закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), Национальный совет финансового рынка (НСФР) подал обращение в ЦБ, чтобы получить необходимые разъяснения. Как считают в НСФР, фраза «совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций)», содержащаяся в ч. 1 ст. 14.57 КоАП, распространяется только на лица, действующие от имени или в интересах кредитора, к самим кредиторам она не относится. Но если толковать ее именно так, то кредитные организации не выступают субъектами ответственности, которая предусмотрена в этой данной статье, вне зависимости от того, как они действуют - как кредиторы или в интересах другого кредитора.
В Банке России такая трактовка не вызвала протеста. Как там пояснили, банки не относятся к субъектам по административной ответственности при совершении ими действий, которые противоречат нормам закона 230-ФЗ. В соответствии с действующим законодательством, ЦБ надзирает и контролирует то, как кредитные организации и банковские группы соблюдают законодательство, в том числе федеральные законы.
Если кредитная организация нарушает нормы закона о взыскании долгов физлиц, то все жалобы и обращения следует направлять в Банк России на рассмотрение и, если нарушение будет выявлено, он применит необходимые меры воздействия.
По факту, судя по ответу ЦБ, ФССП, будучи регулятором рынка взыскания долгов физлиц, не вправе налагать штрафы на банки, если они нарушили профильный закон по нескольким основаниям. В частности, это получившие наибольшую распространенность нарушения при взыскании, когда превышается количество звонков по телефону, когда много текстовых, голосовых и прочих сообщений должнику, а также случаи, когда, общаясь с должником, вторая сторона отказывается представиться и указать организацию. Как сказал председатель НСФР Андрей Емелин, меру ответственность банков, включая и нарушение 230-ФЗ, определяет ст. 74 закона «О Центробанке».
ФССП такой подход не устраивает. По словам представителя налогового ведомства, кредитор или лицо, которое действует от его имени и отстаивает его интересы, имеет право на совершение действий, направленных на то, чтобы вернуть просроченную задолженность, соблюдая требования, установленные законом (230-ФЗ). В качестве кредитора может выступить как кредитная, микрофинансовая, микрокредитная организация, так и физлицо. Если требования этого закона нарушаются, то ответственность за это определяет ст. 14.57 КоАП РФ. По состоянию на 1 августа территориальные органы ФССП за нарушение требований 230-ФЗ возбудили 16 дел, связанных с административными правонарушениями, предусмотренными этой статьей.
При продолжении применения ФССП к кредитным организациям административных мер по указанным выше основаниям и при обретении этой практикой массового характера, Банк России заявил о готовности дать публичные разъяснения. Но пока ведется внутриведомственное взаимодействие по этому вопросу.
По мнению экспертов, ЦБ не имеет право на толкование закона, а банки, таким образом, хотят оградить себя от санкций в случаях нарушения ими закона о взыскании долгов физлиц. По словам партнера юридической компании «Юрпартнеръ» Александра Федорова, ЦБ не является правоприменителем этой практики. И по факту его толкование - это предоставление банкам карт-бланша на свободу в действиях, связанных с взысканием долгов. По словам директора НАПКА Бориса Воронина, на протяжении многих лет мы наблюдали последовательный отказ Банка России от регулирования сферы взыскания на рынке кредитования. И все, что теперь требуется - это соблюдение единого регулирования деятельности участников этого рынка, ведь для должника неважно, кто конкретно — банк, коллектор или МФО — нарушил его права.
Как считает Федоров, если ЦБ будет официально объявлено, что статья должна трактоваться именно так, то, по большому счету, это положит начало бюрократической войне с налоговиками за контроль в сфере взыскания банковской задолженности.












