
Реформирование банковского надзора переходит на новую ступень. Предполагается расширение полномочий персональных кураторов, работающих во всех крупных банках, они будут давать оценку жизнеспособности бизнес-модели находящихся в зоне их внимания организаций. По сути, для самих банков это является ужесточением надзора и повышением рисков воздействия регулятора.
Время перемен в надзорной практике ЦБ за банками будет сопровождаться разделением труда между кураторами регулятора в и службой, анализирующей риски, что неизбежно приведет к существенной смене модели компетенций представителей ЦБ, которые будут более глубоко вникать в то, как работают поднадзорные финорганизации. По словам заместителя председателя Банка России Василия Поздышева, уже в 2017 году кураторы будут давать оценку всем основным аспектам деятельности своих подопечных, в том числе по долгосрочной стратегии и планам. Оценкой кураторов бизнес-моделей банков с целью надзора начнут пользоваться уже в этом году. Анализировать риски активов и трансакций будет не куратор, как прежде, а служба оценки рисков. А куратору придется оценить процедуру управления рисками, уровень достаточности капитала и бизнес-модель банка.
Сейчас банки курируют работники ЦБ, которые обязаны осуществлять надзор за одним или несколькими банками «на местах». Как правило, персональный «менеджер» анализирует кредитные риски банка.
В указании Банка России 2005-У «Об оценке экономического положения банков» содержитмя много самых разных методик, используемых для того, чтобы оценить деятельность кредитных организаций. Документ содержит критерии, по которым каждый банк относится к одной из пяти категорий качества с учетом его экономической ситуации. Общая экономическая ситуация банка определяется результатами оценки капитала, ликвидности, активов, доходности, насколько качественно осуществляется управление банком и прозрачна ли структура собственности, соблюдает ли банк обязательные нормативы; при этом учитываются примененные к банку меры воздействия регулятора.
По мнению заместителя председателя ЦБ Ольги Поляковой, важно изучить систему, по которой в банке принимаются те или иные решения — это один из ключевых надзорных элементов. Куратору нужно уметь делать это не только с оглядкой на формальные признаки, но и на содержательные, с оценкой и системы управления рисками, и системы внутреннего аудита. Цель расширения полномочий кураторов - более комплексная оценка качества управления в банке.
К тому же, по словам Василия Поздышева, куратору можно будет обращаться к сотрудникам центрального аппарата ЦБ с предложением мер надзорного реагирования на ситуацию, сложившуюся в том или ином банке.
По мнению председателя правления банка «Держава» Алексея Скородумова, по сути, новыми компетенциями кураторов ужесточается банковский надзор. Но в той или иной мере постепенно гайки закручиваются, это уже постоянный процесс и эта тенденция будет сохранена. Вопрос только в том, располагаем ли мы высококвалифицированными специалистами среди кураторов для проведения таких сложных оценок.
Сегодня кураторы ЦБ, в основном, представлены молодыми людьми, имеющими небольшой опыт работы, поэтому есть вполне понятные сомнения по поводу дальнейшего выстраивания взаимодействия между ними и банками с учетом новации.
Кураторами уже сейчас осуществляется анализ не только кредитных рисков, принятых банками, но, по сути, и стратегий их развития. Более того, непонятно, каким образом новые обязанности кураторов будут сочетаться с работой службы, анализирующей риски ЦБ. Сотрудниками этой службы проводятся выездные проверки залоговых предметов, к примеру, недвижимости, таким образом, они выявляют факты. свидетельствующие о том, что банк нарушил оценку стоимости имущества, являющегося залогом.
По словам одного из банкиров, выходит, что работа кураторов и сотрудников службы будет во многом дублироваться, но с разными подходами к ней. А это ведет к повышению рисков обнаружения проблем там, где их в действительности нет, что может стать причиной незаслуженного регулятивного воздействия.
Как правило, ЦБ применяет к банкам предупредительные и принудительные меры воздействия. Например, последние - это требование доначислить резервы на возможные потери или ограничить темпы прироста частных вкладов. Он может применить меру или только одного типа, или двух сразу. Центробанк сам выбирает меры воздействия.












