
Противодействие регулятора и участников рынка недобросовестным практикам на открытом рынке может быть более эффективным. Так Центробанк РФ прокомментировал подписание президентом поправок к закону «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
При подготовке поправок было учтено правоприменение действующего закона и детальное обсуждение их с рыночными участниками. Благодаря поправкам, можно будет более эффективно противостоять незаконному использованию инсайда и манипулированию рынком, в то же время снизится административная нагрузка на компании.
В подписанном президентом законе о дополнительных полномочиях ЦБ по проверкам инсайдерской информации уточняется определение инсайдерской информации, вводится понятия «иностранный эмитент» и «манипулирование рынком».
Так, список инсайдерской информации, прописанный в законе, не будет исчерпывающим. Эмитентам будет доступно его формирование самостоятельно, с включением дополнительных видов информации с учетом особенностей их деятельности. Определение сроков и порядка раскрытия этой информации организации можно будет установить по своему усмотрению.
Введено также четкое определение, что именно воспринимать под понятием "манипулирование рынком". Причем Банк России может с помощью нормативного акта дополнить уже имеющийся в законе список действий, имеющих отношение к манипулированию. В итоге регулятор сможет более оперативно среагировать на ту или иную ситуацию. Вместе с тем за нарушения, занесенные в нормативный акт Банка России, не предусмотрено наказание в виде уголовной ответственности, за них возможно только административное наказание и иные меры, которые применяет Банк России. Отдельно прописано, что за такого рода нарушения невозможно привлечение к ответственности СМИ, в которых была опубликована такая информация.
Также в законе содержится уточнение и детализация порядка проведения Центробанком проверок в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдинформации и манипулированию рынком, в том числе проверок юрлиц, которые представляют организации, не поднадзорные регулятору. В ходе проверок сотрудники ЦБ имеют право осматривать помещения, территории, предметы и документы. Но в то же время порядок таких проверок и осмотра отличается жесткостью: на них требуется получение согласия председателя Банка России или его заместителя; проверяющие ответственны за незаконное разглашение полученных сведений, составляющих тайну, охраняемую законом. А доступ на территории и в помещения госорганов и физлиц для осмотра возможен только, если есть их согласие.
По словам первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, этот закон ценен тем, что в нем уточнены почти все нормы, которые до сих пор толковались двояко, и в то же время задача по противодействию негативным проявлениям на финрынке теперь поделят между собой Банк России и эмитенты. Так, к примеру, в жестком перечне инсайда не учтена специфика конкретных компаний. Но к одной и той же информации один эмитент отнесется весьма чувствительно, а другой — не обратит внимания. Но сейчас этого противоречия нет. У Банка России и эмитентов появился инструментарий, позволяющий сделать работу в сфере противодействия недобросовестным практикам более эффективной ради улучшения качества российского рынка. Также в законе устранен ряд ограничений, которые мешали эффективно проводить расследования.











