
Номинальные процентные ставки продолжат свое снижение, одновременно будут продолжать смягчаться неценовые условия кредитования, что, в первую очередь, отразится на надежных заемщиках. Этот прогноз принадлежит Банку России, прокомментировавшему 0,5%-е снижение ключевой ставки.
Решение стало неожиданностью (главным образом прогнозы аналитиков сводились к тому, что шаг снижения будет в 2 раза меньше), но Банк России сделал все для отсечения завышенных ожиданий, придав своему комментарию жесткий тон. Это оказало поддержку рублю, его ослабление, видимо, будет перенесено на вторую половину года, когда начнется игра целого комплекса факторов, в том числе накопленного эффекта от смягчений в денежно-кредитной политике.
По прогнозу главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, до конца года ключевая ставка будет на уровне от 8 до 8,5%, тогда как снижение рыночных ставок составит 0,5% - банками уже проведена опережающая работа в этом направлении, за ориентир они взяли замедление инфляции, неожиданно быстро стремящейся к цели и на конец апреля составившей 4,2-4,3%, что стало возможным благодаря слабому спросу, хорошему прошлогоднему урожаю и укреплению рубля на фоне относительно высокой стоимости нефти, заинтересованности иностранцев нашими активами, а также тому, что снизилась страновая премия за риск.
Экономика, в свою очередь, практически не ощутит какого-то особого эффекта от снижения ставок: пока отсутствуют структурные реформы, импульс со стороны кредитования будет носить временный и неустойчивый характер. Несмотря на уже то, что ставки уже снижены, в банках в течение 1-го квартала произошло снижение кредитов компаниям на 3,1%.
По словам эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Даниила Наметкина, из-за ожиданий, связанных со снижением ключевой ставки, на рынке отечественных государственных облигаций наблюдалось своеобразное ралли: доходность ОФЗ на срок 10 лет за последние две недели снизилась на 0,4 п.п., таким образом были обновлены минимальные уровни конца 2013 года. Из-за сокращающегося спреда между реальными безрисковыми доходностями в России и США зарубежные инвесторы заинтересованы в наращивании длинных позиций в рублевых активах, чтобы фиксировать текущую доходность.
Вполне возможно, что в июне иностранцы будут распродавать рублевые активы, после его можно ожидать ослабления рубля.
Что характерно, довольно агрессивный характер снижения ключевой ставки таит в себе риски в условиях того, что спекулятивные позиции нерезидентов накопили серьезный объем в российских активах, играя на разнице процентных ставок в России и на Западе (операции carry trade). И, по мнению Наметкина, если в дальнейшем Федрезерв США повысит базовую ставку (вероятность этого на заседании в июне - 67%), то какой будет доходность этой стратегии, никто не сможет предсказать. Но это может стать причиной изъятия части портфельных инвестиций, что станет причиной нового витка девальвации нацвалюты и усиления ожиданий роста инфляции.
Но, как уверен эксперт, если нацвалюта ослабеет частично, рубль достигнет фундаментально обоснованных уровней, что благоприятно повлияет на сальдо торгового баланса и приведет к снижению давления на бюджет федерации.
Судя по всему, Банк России и не собирался ясно сигнализировать относительно того, когда именно в следующий раз ставка будет изменена, тем самым он хотел компенсировать эффект неожиданности ее снижения сразу на 50 б. п. Оценка рынка оказалась соответствующей - на бирже начался моментальный рост рубля.
Какими в дальнейшем окажутся шаги Банка России, во многом зависит от того, каков будет исход переговоров ОПЕК о продлении соглашения об ограничении нефтедобычи. Встретятся участники картеля 25 мая, на 16 июня намечено следующее заседание совета директоров Банка России, а между этими событиями руководство ЦБ, возможно, снова (как и перед последними двумя решениями по ставке) вполне определенно сигнализирует о собственных планах.
Если по итогам переговоров экспортерами (включая Россию) не будет выказано четкое намерение продлить соглашение, то Центробанк откажется от снижения ключевой ставки третий раз подряд из-за опасений провала на рынке нефти и того, что эффект от ослабления рубля может перекинуться в потребительские цены.












