
Банк России целенаправленно принимает меры, ужесточающие борьбу с операциями, носящими сомнительный характер. Теперь возможность применения жестких санкций в виде запрета на открытие вкладов или лишение лицензии будет распространяться в ситуациях, когда на долю сомнительных операций приходится не 5%, а 4% всех операций, совершаемых клиентами. Идеальное положение будет достигнуто, когда пороговая планка опустится до нулевого значения. Но, как уже предупредили банкиры, понижение планки может негативным образом отразиться и на добросовестных участниках рынка.
Накануне "Вестник Банка России" опубликовал письмо Центробанка N92-Т от 21 мая, в котором регулятор сообщает о том, что установлены новые критерии высокой вовлеченности финансовых организаций в сомнительные операции. Новый объем подобных операций превышает 4% совокупного объема операций банковских клиентов или более 3 млрд. рублей за последний квартал. Прежние критерии были более либеральными и составляли 5% общих клиентских операций или свыше 5 млрд. рублей. Проще говоря, ЦБ ужесточил давление на банки, которые не отказались от практики проведения сомнительных операций.
Операции, носящие сомнительный характер, Банк России определил как содержащие в себе признаки отсутствия явного смысла с экономической точки зрения и очевидных законных целей. Они могут совершаться для того чтобы вывести капитал из страны, профинансировать "серый" импорт, уклониться от налогообложения, а также - профинансировать различные противозаконные цели.
Как только пост главы Центробанка заняла Эльвира Набиуллина, борьба с сомнительными операциями в банках приняла более жесткие позиции. И уже в апреле 2014 года Набиуллиной были оглашены первые результаты. Исходя из её слов, в течение второго полугодия прошлого года вывод денег за границу сократился больше чем в два раза, а обналичивание — более чем на треть в сравнении с показателями 2012 года. В соответствии с данными платежного баланса, во втором полугодии минувшего года суммарный объем сомнительных операций (при учете статьи "чистые ошибки и пропуски") составил 15 млрд. долларов против 22,15 млрд. за такой же период 2012 года. Сократилась и численность, которые были вовлечены в сомнительные операции.
Как сообщили в пресс-службе Центробанка, необходимость изменить критерии обусловлена необходимостью закрепить и ускорить позитивные тенденции в динамике уменьшения объемов сомнительных операций, которую можно наблюдать в течение последнего времени. Банк России считает, что сегодня озвученные критерии более адекватны существующим угрозам.
Эксперты полагают, что ужесточившийся подход ЦБ к борьбе с сомнительными операциями в финансово-кредитных организациях даст свой положительный результат, но в то же время может оказать негативное влияние и на добросовестных участников рынка. По словам заместителя руководителя НСФР, председателя комитета по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Александра Наумова, ужесточение критериев приведет к увеличению числа банков, которые попадают в категорию организаций, имеющих высокую вовлеченность в сомнительные операции, тем не менее, с основными проблемами столкнутся добросовестные банки, которые по формальным критериям могут продемонстрировать превышение указанных уровней и которые будут вынуждены искать доказательства их непричастности к сомнительным операциям, несмотря на то, что они являются прилежными исполнителями всех требований Центробанка. А банкам, сознательно участвующим в такого рода схемах, это письмо даст еще один повод для разработки новых возможностей обойти и эти требования.
Как уже высказались банкиры, банки, нарушающие законодательство, уже научились идти между собой на компромисс и договариваться. Они придают сомнительным операциям видимость их экономической значимости, заключая фальшивые контракты на большие суммы, или объединяя усилия в оказании клиентам таких услуг, в результате чего каждый из банков, участвующих в таких договоренностях, не превышает пороговых значений, установленных ЦБ, и не привлекает внимание регулятора. Однако если только снижать пороговые значения, то реализовать схемы их обхода - все более затратно, и уровень доходности такого бизнеса постепенно спадает. Банк России сообщил, что не ожидает роста числа банков, имеющих высокую вовлеченность в проведение сомнительных клиентских операций по той причине, что изменены пороговые значения.












