
В течение последней февральской недели рост курса доллара по отношению к нацвалюте составил 1,2%. За февраль пара USD/RUB добралась до 75 рублей, и это стало наиболее высоким уровнем с конца прошлогоднего апреля. В целом курс рубля относительно американской валюты с начала этого года потерял 7,3%, а относительно валюты Китая — 9,8%.
По мнению аналитика Александра Потавина, в последние месяцы курс рубля упал из-за того, что снизились экспортные, особенно, нефтегазовые, доходы. В январе крупнейшими экспортерами до $10 млрд была сокращена продажа валютной выручки на Мосбирже. Спад притока иностранных денег на рынок составил 36% по сравнению с декабрьским показателем в $15,7 млрд и в два раза – в сравнение с показателями января 2022-го.
Сегодня, как и в случае с нефтяным эмбарго, экспорт нефтепродуктов адаптируется к евросанкциям. И на адаптацию в целом потребуется несколько ближайших месяцев, но уже ясно, что основной части поставок придется переориентироваться на Восток. И процесс этот не будет скорым — а это ключевое условие, при котором курс рубля сможет стабилизироваться и отыграет свои потери.
Как и прежде, остается высокой значимость для российской валюты геополитического фактора. Но ключевые события в этом аспекте уже наступили. Конец февраля был связан для инвесторов с новым пакетом санкций, в котором оказались Росбанк, Альфа-банк, «Тинькофф» и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Но рубль вполне сдержанно отреагировал на эту новость, сохранив уровень в 75 руб./$.
Отразилась на настроениях инвесторов и неопределенность, которая была связана с ожидаемым 21 февраля обращением российского президента к Федеральному собранию. Однако по факту послание не сильно повлияло на курс, поскольку какие-либо новые геополитические угрозы озвучены не были.
Кроме прочего, рубль тесно взаимосвязан с состоянием российского бюджета. За период первых полутора месяцев текущего года объем его дефицита составил примерно 4 трлн рублей. Проблема в том, что для того, чтобы восполнить недостачу, видимо, нужно обратиться к эмиссии денег. Но это может спровоцировать рост инфляции.
Другой опасный момент заключается в ослаблении рублевого курса. Если стоимость курса снижается на один рубль, бюджет получает 150–160 млрд рублей, то есть для ликвидации нынешнего дефицита в 4 трлн, требуется поднятие курса доллара до сотни. Но и такой расклад этот также может вызвать высокий рост цен, а значит, увеличение ставки ЦБ, и тогда, как следствие, сократится кредитование предприятий, а восстановление экономики – замедлится.












