
Стало известно о запуске представителями дочерней компании самого крупного провайдера платежных сервисов Qiwi — Qiwi Blockchain Teсhnologies — инвестиционно-банковского бизнеса на рынках цифровых активов. Основой проекта стала классическая инвестиционная банковская модель, которая будет искать, оценивать, выводить на рынок качественные проекты, привлекая крупных инвесторов. Как считают эксперты, сегодня риски инвесторов очень высоки. Но прогнозируется рост заинтересованности классических инвестиционных банков в новом рынке, и этот рост будет пропорционален его объему и развитию законодательного базиса.
Российский рынок ожидает скорого появления первого криптоинвестиционного банка. Компания, место регистрации которой - Россия, начнет работу под брендом HASH. По словам руководителя проекта, финансового директора Qiwi Blockchain Teсhnologies (QBT) Якова Баринского, ранее работавшего в Credit Suisse, «Ренессанс Капитал» и др., HASH - не дочерняя компания группы Qiwi, но к ее созданию приложили силы сотрудники этой группы. Интерес к проекту проявил и сергей Солонин - генеральный директор и основной акционер группы Qiwi, рассматривавший участие в проекте как стратегический инвестор. Но он пояснил, что намерен пока наблюдать, как проект будет развиваться и примет окончательное решение позже.
По сути, проект заточен на оказание классических инвестбанковских услуг, перенесены на рынок криптоактивов. По словам Баринского, мы оказываем компаниям помощь в прохождении этапа фандрайзинга. Принцип монетизации классический: нам выплачивается комиссия после того, как помогаем компании привлечь средства на рынке. Технологическим подрядчиком выступает QBT. Она же выстраивает финансовую модель проекта: алгоритм работы токена - зачем он нужен, как его будут использовать. Сейчас идет подготовка к выводу на ICO трех компаний. После чего HASH приступит к привлечению международных фондов, специализирующихся на инвестициях в криптоактивы. На данном этапе компания начала сотрудничать с 10-ю такими фондами, объем крупнейшего из них — около $100 млн. Вдобавок, в планах HASH запуск в работу подразделения, которое займется аналитикой. Спекулятивный характер рынка и недостаток на нем длинных денег — это следствие того, что никому до конца не известно, сколько именно в долгосрочной перспективе будет стоить тот или иной блокчейн. Необходимо также организовать трейдинг, а это сопряжено с получением лицензии, поэтому пока в эти придется повременить.
Ресурс Coinschedule располагает данными о том, что с начала года в мире было проведено 530 ICO, привлечено $11,9 млрд. Самое крупное размещение - ICO Telegram ($1,7 млрд). По данным экспертов, на проекты, в которых участвует Россия приходится 60–80% размещений.
Компании, лидирующие в традиционном инвестбанкинге, проявили к бизнес-идее выходцев из Qiwi сдержанный оптимизм. Так, по мнению представителей ВТБ, классические инвестбанки со временем будут проявлять все больший интерес к рынку цифровых активов, и интерес этот будет пропорционален усовершенствованию законодательной базы. При этом блокчейн-технология в целом подходит и традиционному корпоративному банковскому бизнесу, и инвестиционному. Как сказал инвестбанкир, пожелавший остаться анонимным, между классическими продуктами привлечения капитала на рынке инвестиционных банковских услуг и «рынком криптовалют» есть ряд отличий. Это совсем другой продукт, он близок к венчурному капиталу, поэтому даже в части "начинки" продукта пересечение этих двух ниш маловероятно.
К тому же слишком высоки риски того, что инвесторы потеряют свои средства. По словам руководителя практики финтех O2 Consulting Дарьи Носовой, когда действия консультанта добросовестны и у него нет планов по обману инвестора, но инвестор в итоге все же вложился в скам (мошенническое ICO) и лишился своих денег, консультант может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за то, что он не надлежаще исполнил свои обязательства. Но для этого потребуется доказательство вины именно консультанта в потере инвестиций, а это непростая задача, так как в договорах, как правило, содержится предупреждение о высоких рисках инвестиций в цифровые активы.












