
По мнению специалистов коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», уровень контактности должников понемногу растет. В этом году меньше 50% заемщиков отказались общаться с коллекторами. В 2016 г. — их доля составила 55%. Рост уровня контактности должников связан с тем, что финансовая грамотность населения также растет: к людям, наконец, пришло понимание, что с принятием закона о деятельности коллекторских служб они не освобождаются от долгов, а банк-кредитор вправе направить в суд соответствующее обращение. Как прогнозируют в «Секвойе», в 2018 году уже 1/3 граждан будет сторониться контактов с представителями служб взыскания.
Как уточнили в «Секвойе», 60% должников вообще не общается с коллекторами. Из них 90% не реагируют на их звонки, 2% отказываются общаться официально, 5% сбрасывают звонки, 2% отказываются от подтверждения своих персональных данных, у 1% отмечена неадекватная реакция на звонок.
В 2016 году уровень агрессии у должников был меньше — 53–55% заемщиков банков и МФО не общались с коллекторами. На вопрос "почему граждане так вели себя?" есть ответ. Такое поведение можно объяснить простым расчетом на то, что после того, как закон о коллекторской деятельности будет принят (на тот момент), многим игрокам придется уйти с рынка, а долги спишутся.
Дело в том, что в профильном законе действительно содержатся серьезные ограничения коллекторской деятельности. С начала текущего года взыскателям запрещено вступать в контакт с должником больше 1-го раза в сутки — так требует закон «О защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», принятый прошлогодним летом. Согласно его нормам, коллекторам запрещено общение с людьми, находящимися на лечении, причем должник вовсе не обязан доказывать, что он болен. Да и оказывать воздействие на заемщиков теперь разрешено только взыскателям, включенным в реестр ФССП, на данный момент в нем насчитывается 150 компаний.
Как сказал генеральный директор «Секвойи» Алексей Терский, по мере того, как растет у граждан финансовая грамотность, многие из них поняли, что долги никуда не денутся, а банк-кредитор может вернуть их, обратившись в суд, что грозит последующим исполнительным производством и взысканием имущества. Это отразилось на росте доли россиян, спокойно воспринимающих появление коллекторов. В скором времени тренд по снижению количества тех, кто не намерен общаться с коллекторами, получит продолжение.
Как считает начальник управления стратегией взыскания Бинбанка Станислав Витвицкий, сегодня тренд повышения уровня сознательности граждан-заемщиков довольно устойчив. Рынок уже успел адаптироваться к новым реалиям, обусловленным затяжным кризисом и законодательными изменениями, произошедшими в последние годы. К тому же сегодня банки выдают кредиты проверенным заемщикам, объемы выдач кредитов клиентам «с улицы» стали минимальными, поэтому понемногу растет доля сознательных заемщиков, которые, если у них возникнут финансовые проблемы, не станут избегать контакта с банком. Зрелый цивилизованный рынок взыскания, к которому мы двигаемся, отличается от едва развивающегося характерной ситуацией, когда заемщик часто и сам выходит связывается с коллектором, относясь к нему как к партнеру, помогающему решить общую проблему.
Но все-таки, по словам первого вице-президента Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александра Морозова, уровень контактности должников-россиян ниже в 2-3 раза, чем в странах Европы.
В России крайне низок уровень неотвратимости взыскания долгов — взыскание через суд пока не столь эффективно, и искать должников сложно, так как отсутствует доступ кредиторов и взыскателей к актуальным контактным данным. И пока в этой ситуации не произойдет серьезных изменений, заемщики не будут мотивированы к тому, чтобы урегулировать долги до суда, а уровень контактности останется низким.
Когда должники игнорируют звонки по указанным номерам телефона, коллекторы приступают к поискам дополнительных контактов для дистанционной связи — к примеру, через профили в соцсетях, когда можно отправить сообщение, или узнают другие номера телефонов. Если клиент по-прежнему отказывается от общения, коллекторы используют канал более жесткого взыскания, передавая дело выездным коллекторам, которые устанавливают контакт, лично встретившись с должником. Если и эти попытки остаются безуспешными, дело передается или в суд, или коллекторам, с которым будут общаться коллеги, родственники и знакомые, способные помочь найти должника.












