
В любой отечественной программе, направленной на противостояние кризису, программа помощи ипотечным заемщикам является обязательным пунктом. В период прошлого кризиса разработка и утверждение такой программы был о осуществлено буквально в течение нескольких недель декабря 2008 года.
Причем тогда было представлено сразу три варианта. Тем более интересна ситуация с новой программой, которая разрабатывается с декабря 2014 года. Почти каждый день проходят совещания то в Центробанке, то в АИЖК, то в Министерстве финансов и министерствах - строительства, экономики. В банки регулярно направляются письма, в которых содержатся обновляемые параметры. Проходят обсуждения, доработку, новые обсуждения критерии допуска заемщиков в программу. А окончательная версия документа до сих пор отсутствует.
Каждая заинтересованная в программе сторона считает нужным не скрывать факт того, что её интересы не совпадают с интересами других участников обсуждения.
Заемщики, взявшие ипотеку в валюте, намерены вернуть свои платежи в соответствии с курсом доллара, действовавшим в октябре прошлого года, о котором сегодня можно вспомнить только благодаря сайту ЦБ. Какие-то прочие меры по поддержке вряд ли смогут спасти граждан, получающих зарплату в рублях, но взявших ипотечных кредитов в иностранной валюте. Рублевые заемщики практически мало интересуются валютными курсами, но они хотят, чтобы их тоже пустили в программу на тои простом основании, что у них упали доходы. В государственных структурах выражают озабоченность тем, как бы действие мер поддержки не распространилось на состоятельных граждан. В банках хотят, чтоб их проблемы оказались на балансе АИЖК. АИЖК сейчас вообще само себя реструктуризирует. И никто не помнит, что последний срок подачи антикризисных предложений прошел 27 февраля. Однако всегда можно назначить новую дату. По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, к 10 апреля необходимо завершить подготовку согласованного проекта помощи ипотечным заемщикам. Но на сегодняшний день ничего не говорить о том. Что этот срок будет соблюден. Совсем недавно прошло обсуждение вопроса о том, что право реструктуризации кредитов может быть предоставлено заемщикам, относящимся не только к социально незащищенным категориям, а норму о единственности жилья заменят на единственность ипотечного кредита. Однако последняя версия документа не содержит эти положения, что наверняка расстроит заемщиков. Зато в документе нет речи о сумме в 120 тыс. рублей, в пределах которой планировалось софинансировать платежи заемщика на протяжении года. А этой цифрой были в большей степени заинтересованы банки. Ведь в отличие от прежней, 2008 года антикризисной программы, когда выдача средств поддержки осуществлялась в виде кредитов, сегодня в зоне рассмотрения вариант безвозмездной помощи. И вполне возможно, в банках не исключают возможность получения прибыли на деньгах, которые планирует выделять государство. Так, например, по настоятельной просьбе крупнейших кредиторов из правил реструктуризации исключен запрет на взимание комиссий, штрафов и пеней. А увеличение именно комиссионных доходов для банков в текущем году немаловажен — ведь все остальные попросту отсутствуют.
В любом случае, хотя бы один урок из прошлого кризиса извлечен: всем сторонам, заинтересованным в антикризисной программе, удалось научиться до последнего отстаивать и защищать свои интересы.












