
По словам председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, уровень инфляция в стране к концу января текущего года превысил 13% в годовом исчислении, но он мог быть еще более высоким, если бы ЦБ не принял решение о переходе к плавающему курсу рубля и резком повышении ключевой ставки. Было необходимо сделать так, чтобы жизнь граждан удержалась на нормальном уровне, а рост цен не оказался слишком болезненным.
По оценкам Центробанка, в прошлом году потребительские цены выросли на 11,4%. При том, что в декабре в связи с ослаблением рубля, ростом инфляции и повышенным спросом на товары непродовольственного назначения рост инфляции составил 2,6%.
По мнению Набиуллиной, сдерживание роста цен на товары куда важнее для общества нежели сдерживание курса. Все уже поняли, что влияние курса сказывается на благосостоянии каждого человека через зарубежные товары, расходы на туруслуги. Но все же преимущественно люди потребляют отечественные товары, тратя свои деньги в России и им важно отсутствие роста цен. Курс рубля был отпущен Центробанком "не вдруг и сейчас", так должно было неизбежно случиться до конца прошлого года. Первая реакция рынка на изменение ключевой ставки стало резкое укрепление рубля - курс американской валюты на торгах, открывшихся 16 декабря, снизился на 8%. Но практически сразу рубль продолжил падать, и к середине торгов мы все стали свидетелями беспрецедентного с 1998-го года обвала. За 6-часовой период торгов курс «американца» взлетел к историческому максимуму в 80,1 рубля.
Как следовало поступить? Можно было использовать альтернативный вариант и зафиксировать курс: это или трата золотовалютных резервов, но при таких ожиданиях в долгосрочной перспективе это лишено всякого смысла, потому что мы бы оказались с тем же результатом спустя какое-то время, только у нас уже бы не было золотовалютных резервов и, соответственно, мы в вскоре стали бы еще более уязвимы к внешним шокам. Или введение административных ограничений, но, по мнению Набиуллиной, это совершенно неправильно. Был только один выход и заключался он в переходе к плавающему курсу и поиске точки равновесия, которая бы отражала состояние нашей экономики, состояние платежного баланса.
В тот небольшой промежуток времени действовали мощнейшие факторы ослабления рубля: происходило резкое снижение цены на нефть, у страны были огромные выплаты по внешнему долгу. В прошлом году 151 млрд долларов ушедшего из страны капитала значительная часть пришлась на выплату внешнего долга. Если бы уровень инфляции был еще выше, замедление ее роста усложнилось бы на порядок. Сложившаяся сегодня в экономике ситуация претерпела реальные изменения: совсем иные, усложнившиеся внешние условия, большой процент закредитованности частного сектора - в таких обстоятельствах рассчитать, что мы выйдем на прежние рубежи – верх наивности. Удерживание курса при этих обстоятельствах - это создание какое-то время иллюзии, что никаких изменений и не было. Вот только потом можно остаться ни с чем.












