
По словам заместителя директора аналитического департамента Альпари Анны Кокоревой, то, что Россия рано или поздно откажется от доллара, можно назвать неотвратимой реальностью. Со стороны Минфина, Минэкономразвития и Банка России правительству уже направлены предложения. Подробности пока минимальны. Но уже говорилось о "плане главы ВТБ Костина", если принять во внимание недавние комментарии вице-премьера - министра финансов Антона Силуанова, то можно понять основные векторы направлений дедолларизации.
Суть их суть заключается в проведении расчетов с торговыми партнерами, используя иные ликвидные валюты, исключив из расчетов доллар США; в переводе компаний в российскую юрисдикцию и снижении расчетов в зарубежной валюте между корпорациями внутри России.
Тогда уместно спросить, а зачем так делать? И почему мы задумались об этом недавно? Ответить на эти вопросы можно. Раньше у России был относительный мир со всеми странами, отсутствовали санкции, а глобализация не мешала торговать и развиваться. Но в 2014 году ситуация кардинально изменилась. Нельзя не отметить, что изменения начались не только в России. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что с экономическими трудностями столкнулись многие развивающиеся страны, части из которых помешала именно внешняя политика США. Наряду с Россией, это Китай, Иран, Венесуэла, Мексика и Турция.
Антироссийские санкции, которые нарастают подобно снежному кому, трансформация рыночной конъюнктуры (нефтяные цены) вкупе с волатильностью на рынке валют наглядно показали, как сильно зависит экономика страны и в большей степени бюджет от валютного курса. Стоимостью доллара определяется объем доходов, которые поступят в бюджет, какую сумму получат в рублях экспортеры в качестве заработка, какова будут стоимость импортных товаров на прилавках и какой будет инфляция. Любое движение пары "доллар/рубль" отражается во всех перечисленных направлениях. В определенной степени зависимость экономики от валютного курса стала причиной того, что внутристрановые компании выбирают для расчетов между собой доллары, так как им работать с ним проще, он гарантирует стабильность, чего не скажешь о рубле.
Сегодня перед правительством стоит задача по изменению этой ситуации. Переход на расчеты в нацвалютах возможен далеко не для всех торговых партнеров, так как валюты некоторых из них неликвидны (к примеру, вьетнамский донг). С этими партнерами можно для расчета использовать альтернативные ликвидные валюты: евро, юань, британский фунт, рупию, швейцарский франк и другие валюты. В итоге мы диверсифицируем риски и снизим зависимость от курсовых колебаний, а также можно будет избежать сложностей при расчетах в долларах, возникающих из-за санкций. Переход, во все видимости, будет очень плавным и небыстрым, так как необходимо провести переговоры с торговыми партнерами, а это не всегда проходит быстро и "без сучка и задоринки".
Возможно, намеченную дедолларизацию будут сопровождать изменения в законодательстве, так как добровольно компании вряд ли согласятся на смену юрисдикции и снижение расчетов в долларах. Если будет конкретный закон, определяющий допустимый процент расчетов в валюте США для компаний, это будет, наверное, самый действенный вариант. В любом случае важно наличие какого-то пошагового плана. Как оценивают эксперты, если государство всерьез озаботится решением этого вопроса, то существенно мы снизим расчеты в долларах уже лет через пять. Гражданам не стоит беспокоиться за судьбу своих сбережений и возможность свободной покупки доллара. Вряд ли они ощутят дедолларизацию. Впрочем, конечно, есть точка зрения, что отказ от доллара в расчетах вызовет дефицит валюты США в стране, в результате чего может автоматически увеличиться курс, то есть рубль упадет еще больше.
Но в ходе дедолларизации предполагается рост спроса на нацвалюту, а на доллар - снижение, в итоге - ожидается укрепление рубля. Но ввиду длительности процедуры отказа во времени - на нее могут уйти годы, возникает опасность размытости позитивного эффекта. И, наконец, нельзя не сказать, что в снижении доли расчетов в долларах заинтересована не только Россия, некоторые страны уже рассчитываются в собственной криптовалюте (например, Венесуэла). И в первую очередь это является одной из примет наметившейся деглобализации, а значит, в дальнейшем страны начнут более активно защищать свои национальные экономики.
В итоге, США - а мы говорим про долгосрочную перспективу - может лишиться статуса мировой державы, а доллар перестанет быть главной резервной валютой, что неизбежно приведет к ослаблению его беспрецедентного влияния на глобальную экономику.












