
Клиенты-"зарплатники" стали реже пользоваться операциями снятия денег с карт и чаще пользоваться ими, чтобы оплачивать покупки безналично - таковы итоги опроса крупнейших банков, входящих в топ-30, который провела газета «Известия». Если в прошлом году на операции по снятию наличных приходилось 53% всех трансакций по картам «зарплатников», то сегодня это меньше 50%, точнее - 43%. На протяжении ближайших 2-х лет, по ожиданиям экспертов, доля безналичных операций в рамках зарплатных проектов вырастет до 70%. А вырастет безналичный оборот засчет обеления экономики, потому что осуществлять контроль за движением наличной денежной массы - задача крайне сложная.
Как показали данные банков, входящих в топ-30, за год процент снятия наличных зарплатными клиентами финорганизаций уменьшился на 10 п.п., составив 43%. Это подтверждает статистика ЦБ. По сведениям регулятора, всё больше и больше владельцев счетов выбирают использование интернет- и мобильного банков. За 2 года отмечен рост их количества: вместо 39,5 до 59,7%.
Как прогнозируют эксперты, в 2020 году свыше 50% россиян будут осуществлять оплату покупок картами или смартфонами. Наметившаяся тенденция говорит о том, что растет финансовая грамотность населения. По мнению партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, всё больше зарплатных клиентов приходят к пониманию удобства и безопасности оплаты картой. По словам сооснователя Ассоциации клиентской лояльности и клиентоцентричности Елены Наумчик, когда карты только начали появляться, люди попросту использовали их только для обналичивания своих денег, их пугала перспектива потери всех средств с карты и ее возможная блокировка.
Но прошли годы, у людей накопился сравнительно беспроблемный опыт, снизивший уровень их тревожности и повысилось доверие к платежным системам. Постепенно сформировалось мнение об удобстве именно безналичного расчета, поэтому карты теперь люди используют, чтобы оплачивать не только мелкие ежедневные покупки, но и крупные. Более того, по словам финансового директора Kviku Вениамина Липского, люди пользуются картой, чтобы внести наличные, а затем расплачиваться ею.
Как сказал генеральный директор финансово-аналитического портала «Сравни.ру» Сергей Леонидов, всё больше торговых точек заявляют о готовности к приему к оплате карт. Немаловажно и то, что владельцы карт могут получать множество бонусов в виде кешбэка, баллов за покупки, миль авиакомпаний, скидок).
По мнению доцента кафедры «Регулирование деятельности фининститутов» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрия Твердохлеба, рост остатков денежных средств на счетах карт и безналичного оборота у клиентов-"зарплатников" продолжится, так как сегодня расширяется сеть приема карт по всей стране. По прогнозу старшего вице-президента ВТБ Юлии Деменюк, мы увидим дальнейший рост безналичных операций зарплатных клиентов как минимум на 1,5–2 п.п. в год. По мнению директора по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антона Граборова, неизбежно неуклонное снижение доли снятия наличных с карт в 2-летней перспективе, свыше 70% операций по зарплатным картам будут безналичными.
Но, по мнению Сергея Леонидова, в 10-15-летней перспективе карты уже не будут играть ведущую роль в вариантах оплаты. Будущее принадлежит платежам в один клик через смартфоны, часы и прочие аксессуары.
К тому же, наращивая финансовую грамотность, граждане поймут, что хранение временно свободных средств будет гораздо выгодным не под подушкой или в кошельках, что их лучше инвестировать. Можно остановить свой выбор на текущем счете, предусматривающем начисление процентов или вкладе, или - на структурных продуктах, ПИФам и прочем. Размещение в них денег не требует наличных, всё делается дистанционно с карты через онлайн-приложения.
От роста безналичного оборота выигрывает государство, ведь такие платежи куда проще проконтролировать. В России обсуждение идеи ограничения платежей наличными началось еще в 2013 году: изначально выступали за установку лимита в 600 тыс. руб., но в дальнейшем - 300 тыс. руб. Этот подход рассматривали в качестве способа борьбы с теневой экономикой. Но у регионов разнится доступ к финансовой инфраструктуре, что может мешать распространению такой меры в отдаленных районах.












